14 ИЮНЯ 2017

Как по-честному сравнить стоимость внутренней и внешней разработки курсов

На конференциях по дистанционному обучению, в кулуарах и на личных встречах, я часто слышал мнение, что разработать электронный курс своими силами — это «условно бесплатно», «за зарплату сотрудника» или что-то в этом роде. При этом имеют в виду, что никаких дополнительных расходов нет («Человек же и так у нас в штате и получает зарплату»). На этом фоне разработка с помощью провайдера выглядит очень дорогой. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Цифры, приведены для примера и не обязательно могут соответствовать именно вашим реалиям. Важны не сами цифры, а алгоритм расчёта, который позволит оценить расходы и увидеть объективную картину в конкретной ситуации.

Сколько реально стоит курс от внутреннего разработчика?

Предположим, что внутренний разработчик говорит, что сделает нужный курс за 1 месяц. Чтобы узнать, сколько это будет стоить, рассчитаем среднегодовую стоимость часа работы сотрудника и умножим на количество рабочих часов в этом месяце.

В соответствии с производственным календарём, в 2017 году предусмотрено 1973 рабочих часа.

Из них:


  • Отпуск: 21 рабочий день = 168 часов
  • Больничный (в среднем): 10 рабочих дней = 80 часов
  • Обучение/адаптация (в среднем): 10 рабочих дней = 80 часо

Совещания и прочие активности (или неактивности), когда сотрудник не занимается разработкой курса: тут сложно угадать, у каждого свой показатель. Я поставлю по минимуму 40 часов

Итого: 1 605 рабочих часов в году.

Теперь осталось понять, в какую сумму нам это все обойдется:

Например, сотрудник получает на руки 70 000 рублей в месяц = 840 000 рублей в год.

НДФЛ 13% = 10 460 рублей/месяц = 125 520 рублей в год (как посчитать, указано здесь)

Страховые взносы (пенсионный, медицинский, соц. страх — примерно 32% от суммы «на руки») = 22 400 рублей в месяц = 268 800 рублей в год (как посчитать, написано здесь)

Итого: 1 234 320 рублей в год.


Это деньги, которые получает сотрудник на руки + то, что мы отдаём государству.

Помимо этого, учтем расходы на содержание офиса (+интернет+телефон+уборка+охрана): в Москве это минимум 25 000 рублей в месяц = 300 000 рублей в год.

Сделаем предварительный расчёт.

Итак, при таких показателях один час стоит (1 234 320 + 300 000)/ 1 605 = 956 рублей. Если работа выполнена, например, за июнь 2017 года (168 часов), то стоимость равна 168*956 = 160 608 рублей. А не 70 000, как это предполагалось ранее. Разница в 2,3 раза!

Все ли это расходы? Конечно нет!

Допустим, вы руководитель данного сотрудника и ваша зарплата в два раза больше - 140 000 рублей. При этом, вы уделяете сотруднику 10% своего времени. Посчитаем сколько это будет стоить в год:

140 000 * 10% * 2,3 (тот же коэффициент) = 32 200 рублей в месяц = 386 400 рублей в год.

Ещё этого сотрудника нужно найти/нанять и т.д. = 70 000 рублей

Итого расходы за год: 1 234 320 (зарплата и налоги) + 300 000 (офис) + 386 400 (руководство) + 70 000 (найм) = 1 990 720 рублей в год.

Стоимость часа: 1 990 720 / 1605 = 1 240 рублей

Вопрос аллоцировать ли на данного сотрудника более высокое руководство и другие поддерживающие подразделения (например IT), оставлю на ваше усмотрение. Провайдеры, безусловно, учитывают все расходы.

Вернемся к нашей задаче. Допустим, разработчик говорит, что сделает курс за 1 месяц. Сколько это реально стоит для компании?
Эксперт по e-Learning, президент eLearning Джо Ганси на конференции 3-rd INSIDE E-LEARNING RUSSIA SUMMIT 2017 сказал о том, что если вам обещают сделать курс за месяц — то, нужно рассчитывать на три месяца, а если это опытный разработчик, то на два.

Но, допустим, что уже по факту сделали за месяц, тогда стоимость рассчитаем так:

  • Количество часов в июне 2017 = 168
  • Стоимость одного часа = 1 240
  • Стоимость разработки = 168*1 240 = 208 320 рублей
Вот эту сумму — 208 320 рублей и будем представлять к сравнению. Сравнивать ее будем со стоимостью, которую выставил провайдер плюс расходы на работу с провайдером (менеджмент и документооборот). Стоимость работы с провайдером сильно зависит от сложности проекта, процедур принятых в компании и ряда других факторов. Её можно определить по тому же алгоритму. Итоговое сравнение цен будет более объективным.

Важно отметить, что аутсорсинг — это не про снижение расходов, а про повышение качества. Вряд ли один сотрудник сможет и рисовать как дизайнер из Британки, и писать сценарии как профессиональный педагогический дизайнер и вообще работать так же, как команда узких специалистов. Но это уже совсем другая статья.
Автор: Михаил Милютин
Поделиться