20 Июня 2017

«Я стала педагогическим дизайнером случайно»: уроки для «неслучайной» разработки электронных курсов

Статья нашего педагогического дизайнера Инессы о том, как она попала в сферу электронного обучения и какие четыре осознания открылись за время работы.
Мне не удается ответить на вопрос, кем я работаю, одним словом. Каждый раз в этой ситуации делаю глубокий вдох, подбираю слова и начинаю объяснять. «Я разрабатываю электронные курсы, пишу сценарии». «Нет, это не относится к кино». «Вебинары не веду, это не единственный формат онлайн обучения». «Да, наши продукты пользуются спросом на рынке».

Затем от собеседника часто следует еще один вопрос: «А как ты попала в эту сферу? На кого училась?». И здесь могу уже только улыбаться и рассказывать историю, как несколько лет назад искала работу тренера, а меня позвали на собеседование по загадочной вакансии «Методист электронного обучения». Так я случайно попала в сферу онлайн образования и уже совсем не случайно продолжаю быть педагогическим дизайнером. Уверена, что подобные удивительно-случайные истории расскажут большинство моих коллег в больших и малых компаниях России и за рубежом.

После нескольких лет работы вспоминаю четыре ключевых осознания, которые раскрывались именно в то время, когда я думала, что сфера педагогического дизайна для меня исчерпана, все что делаю — создаю PowerPoint слайды непонятно для кого, переставляю местами слова исходных материалов и подбираю веселые картинки. В эти моменты я открывала для себя новые глубины электронного обучения и меняла отношение к разработке курсов. Хочу поделиться мыслями:
  • 1
    Курсы создаются под конкретных людей.
    Это простой вывод, но осознать его получилось не сразу. За монитором компьютера есть опасность начать создавать обезличенные курсы, чтобы повеселить себя, а не решить существующую проблему. Поэтому в начале проекта я рисую карты эмпатии и портрет целевой аудитории. Представляю образ человека, который будет сидеть по ту сторону экрана и изучать материалы. Очень помогает сходить на встречу к заказчику, познакомиться и поговорить с теми, кто будет проходить курс.
  • 2
    Сценарий – это не набор веселых картинок, историй, баллов, наград и обратной связи.
    Очень хочется иногда устроить карнавал интерактивности, особенно когда тема нравится. Так креатив начинает бежать впереди методологии. Чтобы уйти от такого соблазна, при создании сценария отпускаю на волю творчество только когда понимаю структуру курса. Об этом говорится и в сказке о 36 педагогических дизайнеров.
  • 3
    Педагогический дизайнер – это профессия, которой невозможно овладеть до конца.
    В описании вакансии методолога в Level мы пишем: «методолог — это журналист, копирайтер, технический писатель, редактор, сценарист, контент-менеджер, методист и бизнес-тренер в одном лице». И это правда! Зона смежных знаний близких к педагогическому дизайну безгранична. В этом плане нравится концепция T-образного профиля компетенций. Использую ее и постоянно обновляю свои цели самообучения.
  • 4
    Не нужно быть экспертом в теме курса, чтобы выстраивать понятную структуру.
    Часто работаю с настолько узкоспециальными темами, что сами эксперты путаются в показаниях. При этом моя задача — следить, чтобы нить повествования плавно развивалась, и восстанавливать логику, когда возникают пробелы. В этот момент помогают знание особенностей обучения и законы восприятия информации.

    Вот такие выводы позволили мне перейти от «случайных» презентаций в PowerPoint к системному педагогическому дизайну и проектированию учебного опыта. Есть еще один приятный бонус: создавая курсы, я получаю удовольствие от своей работы!
Автор: Инесса Абрамян
Поделиться