Интерактивный курс по охране труда

Как обучить рабочих культуре безопасности
Несчастные случаи на производстве происходят не только из-за неисправности оборудования и внезапных аварий, но и из-за неосторожных действий работников. Директор департамента Минтруда Валерий Корж отмечает, что в 75% случаев причина производственного травматизма — в поведении людей. Если пострадал хотя бы один человек, для предприятия это уже чрезвычайное происшествие. Что говорить о том, что часто неосторожность одного ставит под угрозу целую бригаду.

Чтобы сотрудники четко и сознательно следовали инструкциям, нужно обучать их культуре безопасности. На примере кейса производственной компании покажем, как можно приблизиться к этой цели.

Вводная ситуация

Охрана труда — это система правил и инструкций, которая обеспечивает безопасность и сохранность здоровья в процессе работы. В 2017 году руководство одной горно-металлургической компании попросило нас сделать курс по охране труда для своих рабочих.

До этого сотрудники уже проходили инструктажи по безопасности. Обучение выглядело так: работники получали стопку документов и инструкций, читали их и по итогам проходили тестирование.

Чтобы повысить качество обучения и сделать его более комфортным, руководство решило дополнить базовый инструктаж более наглядным и вовлекающим электронным курсом.

Целевая аудитория и задачи курса

У курса довольно узкая и специфическая целевая аудитория: это рабочие горно-металлургической промышленности, люди, работающие в шахтах.

По долгу службы они чаще решают практические задачи и реже имеют дело с абстрактной теорией и текстами вообще. Поэтому мы пытались сделать контент максимально доступным и показать, что правила — не абстракция, а конкретная применимая вещь. Для этого воспроизвели реальные кейсы и ситуации, где отношение к правилам безопасности прямо влияет на здоровье и жизнь героев.

Основная задача курса — превратить пачку регламентов и сухих инструкций в хорошо структурированный, доступный и интересный материал, а также показать, как формальные правила работают на практике.

При этом нас ограничивал строгий регламент: правила нельзя сократить или представить частично. Поэтому было важно передать правила безопасности полностью и при этом не утомить и не запутать учащихся.

Формат курса

По формату это слайдовый курс с интерактивными элементами: анимацией, пазлами, кейсами, картами, блиц-опросами и интересными упражнениями. Включив интерактив и разные форматы проверки знаний, мы разнообразили контент и облегчили учащимся восприятие информации.

Чтобы оживить курс по охране труда, наши методологи придумали вводную историю с двумя персонажами: коллегами по работе в шахте. Один герой — педантичный аккуратист, который серьезно относится к обязанностям и правилам безопасности. Другой считает, что правила — это чистая формальность, предпочитает действовать по обстоятельствам и все делать «по-быстрому».
Электронный курс по охране труда
При переходе между блоками герои общаются, более ответственный показывает коллеге, что охрана труда — штука важная и серьезная. С помощью наставника второй персонаж понемногу меняет свое отношение к безопасности на работе.

Дизайн и иллюстрации

В курсе тщательно проработанные дизайн и иллюстрации. Они помогают воссоздать рабочие ситуации и максимально вовлечь сотрудников в обучение.

Например, красочный контент используется в начале курса, когда пользователи знакомятся с персонажами, их рабочей обстановкой. Другой интересный пример — «карта» горной выработки, где представлены потенциально опасные для здоровья факторы. Кликая на предупреждающие знаки, учащиеся переходят на разные уровни и наглядно видят, какие опасности подстерегают их на поверхности и в глубине месторождений.
Электронный курс по охране труда
Материал редко подается только в виде текста. Как правило, на слайде присутствуют иллюстрации, иконки, интерактивные элементы, которые активизируют учащихся. Постоянно появляется персонаж-рабочий, который напоминает вводную историю курса.

Дополнительная информация может быть спрятана за иконкой или стрелкой: открывая блоки попеременно, ученик получает материал дозированно и учится видеть логические связи между пунктами.

Упражнения и тесты: как проверяли знания

Проверочные задания внедрены в сам процесс прохождения курса: каждая порция материала сопровождается небольшим упражнением или тестом. Основной полезный интерактив спрятан именно здесь: проверочные задания сделаны максимально разнообразно.
Пример упражнения в электронном курсе
В курсе есть стандартные мини-тесты, проверочные игры, пазлы, задания на определение последовательности действий. В упражнениях, направленных на предотвращение опасной ситуации, при неверных ответах в ход пускали черный юмор: показывали, что будет, если подобные ошибки допустить в реальности.
Пример упражнения в электронном курсе
У курса была важная миссия — научить сотрудников, которые работают в горных выработках, технике безопасности. А именно, дать понять, что каждое их решение может стоить жизни! Считаю, что мы справились. Как? Заботливо объяснили правила простыми словами, визуализировали сложные инструкции, погрузили учащихся в реальные кейсы.
Методолог проекта
По просьбе заказчика, все упражнения сделаны «закрытыми»: нельзя продвинуться в обучении, пока не выполнишь задание полностью верно. Итоговое тестирование усложнили: если сотрудник ошибается, система предлагает пройти тест заново, но вопросы подгружает другие. Чтобы сдать тест, хорошо ориентироваться надо во всем материале без исключения.

Как работали с материалом и целевой аудиторией

На входе у методологов LEVEL было много официальных бумаг: инструкции по технике безопасности, документы по охране труда, подборки разных правил. Пришлось глубоко погрузиться в материал, отсортировать, придумать структуру подачи, логику блоков.

Другая сложность — новая целевая аудитория, о которой мало что было известно.
Серьезный вызов этого проекта — отсутствие доступа к целевой аудитории. Справлялись с этой проблемой несколькими способами. Во-первых, много общались с предметными экспертами. Во-вторых, помогли просмотры видео в интернете, которые хоть как-то раскрывали портрет наших учеников — поведение, особенности коммуникации, юмор. На промежуточных этапах я тестировала курс на своем знакомом со сходными профессиональным профилем. В результате получилось преодолеть «дефицит целевой аудитории» и найти удачные форматы подачи информации.
Методолог проекта
В курсе несколько форматов подачи информации: анимация, пазлы, тестирования, упражнения, кейсы, карты, блиц-опросы с реальными кейсами. Таким образом, через разные форматы мы облегчили восприятие информации.

Результат

В итоге гора формальных документов превратилась в 167 красочных слайдов с иллюстрациями, персонажами, интерактивными упражнениями и шутками. Нам удалось представить материал полностью — и при этом добавить привлекательность, простоту и доступность подачи.
На мой взгляд, курс превзошел те ожидания и требования, которые к нему предъявлялись. Мы работали с очень объемным и сложным материалом: изучить и переложить полученные документы и инструкции по охране труда в доступный формат уже было непростой задачей. Однако мы не стали на этом останавливаться и уделили много внимания упаковке контента: разработали индивидуальный дизайн, отрисовали иллюстрации, сделали анимацию и нестандартно подошли к упражнениям. Все это сделало курс запоминающимся, что еще больше упростило задачу учащимся.
Менеджер проекта