24 июля 2015

О бизнес-симуляциях, геймификации — и в целом о состоянии рынка e-learning

Директор SRC-мультимедиа Александр Воробьев
Гостем Дмитрия Кошелева сегодня является Александр Воробьев, директор компании SRC-мультимедиа, которая занимается контентом электронного обучения: от коробочных электронных курсов до серьезных симуляторов и игр.
Дмитрий Кошелев:
Ваша компания как-то связана с бизнес-школой SRC?
Александр Воробьев:
Да, мы из нее вышли, с ней остаемся — мы вместе работаем. Это довольно удобно — общие клиенты, общая база. Один из наших соучредителей является и соучредителем бизнес-школы.
Дмитрий Кошелев:
Расскажи про свой первый проект.
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
В 2004 году мы выпустили первый проект под названием «Портфель директора», его тогда хорошо приняли: продали довольно много копий. Проект по типу МOOC: видеолекции, которые уже были с тестами и упражнениями.
Дмитрий Кошелев:
А сейчас как обстоят дела? Я слышал, вы сделали тренажер SalesUp.
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Мы начали его делать года два назад. Для любой айтишной компании, которая занимается разработкой программ на заказ, идеальная ситуация, когда ты выполнил чей-то заказ, а потом из этого написал готовый софт и его продаешь. Но мы пошли немного другим путем: после не выигранного нами тендера МТС — создали некий прототип симуляции, в которой можно учиться переговорам, продажам и знанию ассортимента. Тогда было несколько запросов на подобные истории, и мы нашли механизм, который легко адаптировался под аналогичные нужды других компаний. На основе такого прототипа мы сделали ряд довольно интересных проектов.
Дмитрий Кошелев:
Как проект чувствует себя сейчас?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Проект развивается довольно активно, мы продолжаем что-то в него вкладывать. Изначально это был кастомизированный движок, который мы дополняли контентом по заказу наших клиентов. Сейчас на основе этого движка сделали конструктор, в котором любой бизнес может построить свою симуляцию. Дело в том, что программировать с нуля на заказ курс такого качества — довольно дорого. А с нашим движком любая компания может самостоятельно сделать офигенный продукт с точки зрения увлекательности обучения. Особо в этом нуждались представители среднего бизнеса, которым было сложно оплатить курс с нуля.
О геймификации: сейчас и в будущем
Дмитрий Кошелев:
Что по запросам сейчас является самым востребованным?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Продажи всегда востребованы и, думаю, еще долго будут. Всегда востребована личная эффективность, различный менеджмент, эйчаровская тематика. Такое ощущение, что за последние два года в дистанционку очень сильно пошел ритейл и вообще розница. Если раньше дистанционное образование использовалось, в основном, крупными компаниями, был большой бум такого обучения в банковской сфере, то сейчас это — продажи.
Дмитрий Кошелев:
Кризис на вас как-то сказался?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Да. Если говорить о моем ощущении рынка — то он немного просел в той области игровых продуктов и серьезных симуляторов, которые требуют много вложений и больших затрат. А если брать курсы попроще, то здесь ситуация лучше, потому что рынок все-таки прирастает, благодаря новым компаниям, которые хотят оптимизировать затраты на обучение. Они понимают, что электронное обучение — это какой-то выход, и используют его, а начинают, как правило, с простых электронных курсов.
Дмитрий Кошелев:
Кризис 2008 похож на нынешний?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Тогда раз — и прижало, сейчас постепенно есть некое падение, но на данный момент паника, мне кажется, заканчивается и рынок постепенно восстанавливается. Тогда же было одномоментно и жестко, поэтому возникали и возникают мысли о закрытии бизнеса, но это же как с семьей: жениться — много ума не надо, а чтобы семью сохранить всерьез и надолго — это непростое дело. То же самое с компанией, бизнесом.
О моделях набора персонала в компанию
Дмитрий Кошелев:
Что ты думаешь по поводу мобильного обучения? Сейчас о нем много говорят…
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Несколько лет назад мы сталкивались с рядом запросов — переводили свои электронные курсы на мобильные платформы. Специально под телефоны мы никогда ничего не делали, но делали под планшеты. Например, созданные нами курсы для электронного обучения для компании «Северсталь», потом перевели под планшеты. А так даже запросов никогда не приходило на прямую разработку для телефонов. Но судя по западным тенденциям — там оно, в принципе, работает неплохо. Возможно, и мы до этого дозреем, не берусь прогнозировать: какие-то отдельные части в мобильном обучении, что-то будет работать.
Дмитрий Кошелев:
Как ты относишься к сторителлингу и драматургии в курсах? Какие у них перспективы, как думаешь?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Я думаю, у них хорошие перспективы, это всё нужно использовать. В свое время, когда набирал методистов, то выбирал людей с опытом написания пусть не сценариев художественных фильмов, но тех, которые умеют писать книги, детективные истории. Это хорошо работает, через подобные истории человеку легче и интересней узнавать материал, ученик вынесет больше из курса, чем мог бы при скучной подаче. И может перенести полученный материал в свою действительность — на свою рабочую деятельность. Это классная штука, она поднимет качество электронного обучения.
о МООС-овых продуктах
Дмитрий Кошелев:
По бизнесу какие у вас планы на будущее?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Планы и векторы связаны, наверное, с тенденциями рынка, нужно держать нос по ветру и понимать, куда рынок двигается — и двигаться дальше в этом направлении. Что будет востребовано — туда стараемся и направляться. Может, мы его будем двигать нашими продуктами.
Дмитрий Кошелев:
Что ты больше всего ценишь в электронных курсах?
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ:
Нравится, когда они дают результат. Когда компания преследует какую-то цель, и мы как разработчики понимаем, что мы эту цель достигли. И не только учебную — но и цель бизнеса.
Советы заказчикам при выборе провайдера и почему клиентский сервис важен сейчас
Автор: Дмитрий Кошелев
Поделиться