27 июня 2018

Первый онлайн-курс: ожидания vs. реальность

Итак, вы, наконец, решились сделать онлайн-курс для сотрудников. Решение принималось долго и далось вам нелегко. Раньше вы полагались на очные тренинги, назначали наставников для новичков, обходились презентациями,
но времена поменялись.

Конечно, онлайн-курс решит часть ваших проблем.
Но и принесет много сюрпризов. И чтобы процесс был приятным, а результат удовлетворил, нужно cформировать правильные ожидания.

Руководитель разработки компании LEVEL Алексей Козлов рассказывает, чего не нужно ждать от первого
онлайн-курса и как сделать процесс его создания сказочным приключением с хэппи-эндом.
Ожидание 1

Первый курс получится очень крутым, а работа над ним будет исключительно приятной.
Реальность
Когда вы делаете что-то в первый раз — даже с помощью профессионалов — избежать ошибок почти невозможно.
Скорее всего, в процессе вас ждет много подводных камней.

Для начала нам придется наладить коммуникацию.
А чтобы правильно адаптировать материал под ваши задачи, провайдеру нужно будет общаться с экспертами компании.
Как быть
Не стройте грандиозных планов и закажите первый курс попроще. Это существенно снижает риски и затраты
на исправление ошибок. Например, вместо всеохватного вводного курса про все процессы в компании начните
с разработки простого курса про продукты и услуги вашей фирмы. Или объясните сотрудникам правила информационной безопасности. Или научите продавцов
в магазине общаться с клиентами.

В итоге вы получите инструмент обучения конкретных людей и с меньшими потерями научитесь внедрять
онлайн-курсы в компании.
Ожидание 2

Можно сделать один курс сразу для всех. По нему будут учиться и стажеры, и топ-менеджмент, а главное — всем в итоге понравится.
Реальность
Эффективность обучения сильно зависит от выбора целевой аудитории и четкой постановки задач. Нельзя в одном курсе рассказать всё и всем. Такие курсы получаются абстрактными и приносят мало пользы.
Как быть
Чтобы курс получился полезным, решите, для кого конкретно вы его делаете и что хотите в итоге.
Пример постановки задачи: обучить сотрудников магазина продавать фотоаппараты.

Сразу понятно, что курс не подойдет банковским сотрудниками или эйчарам, зато у вас есть ЦА и измеримый результат. Менеджеры стали лучше подбирать технику
и больше продавать — курс удался. Продажи остались на том же уровне — что-то не сработало. Так вы будете понимать, что должно быть в итоге, и не станете оценивать результат по эмоциональной реакции каждого сотрудника фирмы.
Ожидание 3

Исполнитель (компания-провайдер) сделает онлайн-курс без вашей помощи и участия. Можно просто назвать тему
и задачи, а дальше он сам.
Реальность
Без консультации экспертов и материалов с вашей стороны исполнитель сделает очень абстрактный продукт. Только вы знаете, чему нужно учить сотрудников и какая специфика
у вашего бизнеса.
Как быть
Надо понять, что онлайн-курс вы создаете вместе
с провайдером. Провайдер — специалист в электронном обучении. А вы — в своей области. Провайдер знает,
как взять материал и интересно переложить в электронный курс. Но контент для курса предоставляете вы и ваши эксперты. Поэтому приготовьтесь к сотрудничеству, отберите материал для курса и выделите время на работу
с исполнителем.
Ожидание 4

Провайдер полностью сделает курс, а потом вы его согласуете с коллегами и директором.
Реальность
Вы можете все согласовать с эйчаром или экспертом,
а в конце руководитель сообщит, что вы неправильно поставили задачи. Или скажет, что нужен другой материал
и все надо переделать.
Как быть
Если в согласовании участвует несколько человек, учитывать их мнение надо в процессе работы, а не в конце. Определите заранее, кто отвечает за согласование курса,
и сообщите об этом провайдеру. Показывайте всем заинтересованным лицам промежуточные результаты работы. Так правки будут вноситься постепенно
и не придется все переделывать, когда курс уже готов.
Ожидание 5

Вы ставите задачи исполнителю, и дальше он все сделает
в срок.
Реальность
Поскольку курс — это ваша совместная работа
с провайдером, вы ставите сроки ему, а он ставит сроки вам. Если вы договорились предоставить контент во вторник, соблюдение сроков с вашей стороны так же важно,
как со стороны провайдера.

То же самое касается оплаты. У провайдера есть другие проекты, обязательства перед сотрудниками, планы
по бюджету. Он ожидает получить оплату в срок, и это сильно влияет на впечатление от работы.
Как быть
Заранее составьте график этапов коммуникации и соблюдайте промежуточные сроки работы. Вовремя давайте провайдеру обратную связь, иначе он не сможет двигаться дальше.

Не скрывайте от исполнителя процедуру оплаты, принятую
у вас в компании. Часто этот процесс сильно затягивается из-за бюрократии. Поскольку доверие — важный элемент общения, предупредите исполнителя о возможных задержках оплаты заранее. Так он сможет спланировать бюджет и у него не возникнет лишних вопросов.
Помните, курс и завершение работы в срок — ваша общая ответственность.
Как теперь жить и что делать?

Теперь, после того, как все иллюзии развеяны, время выстроить правильную стратегию создания онлайн-курса.

1. Сделайте первые курсы простыми и конкретными.
Ошибаться на маленьком курсе не так страшно,
как на большом.

2. Определите целевую аудиторию курса и его задачи.
Не пытайтесь сделать универсальный курс для всех — таких
не бывает. Выделите конкретную образовательную задачу
и на ней протестируйте, как в компании «пойдет»
онлайн-обучение.

3. Выделите время на сотрудничество с провайдером. Предоставьте ему необходимую информацию.
Хороший исполнитель не будет делать курс на пустом месте. Он начнет с предварительного исследования и соберет материал. На этом этапе он будет задавать много вопросов, чтобы в итоге получилось то, о что вам нужно.

4. Заранее определите круг людей, ответственных за согласование. На промежуточных этапах берите комментарии у всех. Еще лучше, если согласующих лиц будет немного: два-три человека. Это сильно ускорит работу, и будет ясно, кто несет ответственность за результат.

5. Вовремя давайте обратную связь и оплачивайте работу провайдера. Так вы получите курс в срок и заложите основу продуктивного сотрудничества в будущем.

Авторы: Алексей козлов, аННА КОЗОНИНА
Поделиться