23 ОКТЯБРЯ 2018

Как применить цикл Колба в e-learning

Алена Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна

Знает все о модели Колба
Не каждый электронный курс решает учебные задачи и, следовательно, характеризуется как эффективный.

Как при создании сценария электронного курса, не ограничиваться изложением теоретического контента в интерактивном формате, но сделать курс «живым» и обеспечить максимально высокий уровень усвоения и принятия материала пользователем?

Одним из решений является адаптация технологий очного обучения в e-learning. Например, модель построения обучения.

Традиционный вариант построения учебного материала

Приходилось ли вам встречать электронные курсы, похожие на учебник, в котором сначала изучаешь параграфы теоретического материала, а затем отвечаешь на вопросы теста? Мне — да. Более того, в моей практике разработки электронных курсов такие тоже найдутся.
Традиционное обучение
Так можно представить традиционное обучение
Однако опыт работы бизнес-тренером подсказывает мне, что курс, построенный на такой логике, не всегда будет эффективным и интересным. В какой-то момент я осознала, что интуитивно выстраиваю сценарий курса по широко известной среди тренеров модели обучения — Циклу Колба. Такая модель отличается от традиционной подачи учебного материала. В этой статье я попробую осмыслить свой опыт.

Как учатся взрослые люди

Здесь мы будем говорить о курсах, пользователями которых являются взрослые люди. А взрослые, как известно, имеют свои особенности в обучении, их отличает от учеников-детей жизненный опыт. При этом взрослый исходит из своих конкретных жизненных потребностей. Чаще всего речь идет о том, чтобы научиться эффективнее решать свои профессиональные задачи.

Модель обучения Д. Колба

Эти особенности учитывает модель обучения Колба, которую разработал специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Это модель обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий.

Согласно модели Колба обучение взрослого человека должно обязательно включать четыре этапа:

  1. Получение конкретного опыта.

  2. Анализ данного опыта.

  3. Теоретическое обоснование полученных знаний.

  4. Апробирование на практике новых концепций.

Последний этап формирует новый опыт, и цикл развивается снова, образуя своеобразную спираль. Колб утверждал, что обучение не имеет начального этапа, но чаще всего, взрослые начинают обучение с получения конкретного опыта.
Цикл Колба
Цикл Колба
Из этой схемы видно, что метод Колба предполагает путь от практического опыта учащегося к теории, а не наоборот, как это принято в традиционном обучении.

Ценность модели Колба состоит в том, что взрослые люди в повседневной жизни как раз приобретают знания и навыки именно таким путём.
Разберем подробнее каждый этап цикла.

1. Опыт
Данный этап предполагает актуализацию личного конкретного опыта в том аспекте, который человек планирует изучить. В очном обучении это может быть достигнуто при помощи ролевых игр, в ходе которых участники тренинга все вместе создают широкий набор примеров поведения в различных ситуациях. Также здесь используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в этой теме и мотивировать их на приобретение новых знаний.

На этом этапе должна произойти проблематизация обучающихся, задачами которой являются:

  • привлечь внимание к теме,
  • вызвать интерес,
  • сформировать ощущение значимости данного вопроса.

2. Анализ
Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают обучающиеся. Тренер, задавая вопросы участникам, побуждает их задуматься, насколько эффективны результаты, полученные на предыдущем этапе. В итоге происходит структурирование опыта участников, полученного на предыдущем этапе цикла, и подготовка к следующему этапу.

3. Теория
Этап изучения нового материала. Он представляет собой обобщённые выводы, к которым приходят «ученики» в ходе размышлений над конкретными ситуациями. В итоге теория логично и понятно вытекает из практики. Именно в этот период происходит осмысление новых идей, выстраивание взаимосвязей между явлениями и добавление информации о закономерностях в изучаемой теме.

4. Практика
Это завершающий этап, в ходе которого полученная теоретическая модель или концепция проверяется на практике, обучаемый проверяет её эффективность и практичность. В рамках тренинга этап практики широко представлен применением полученных знаний участниками в ходе решения кейсов и выполнения упражнений по теме.
Так цикл Колба выглядит для очного обучения, где доступно множество инструментов для формирования как знаний, так и навыков. Особенность электронного обучения заключается в том, что, в большей степени, мы имеем дело с формированием знаний пользователя и/или изменением его отношения к новым действиям. Классический e-learning в меньшей степени имеет возможность формирования новых действий обучаемого, выработки новых навыков. Последнее формируется в практической деятельности пользователя.
Например, в результате прохождения электронного курса по пожарной безопасности у пользователя появятся знания правил поведения при пожаре, и может измениться отношение к соблюдению этих правил. Однако формирование и отработка навыка пользования огнетушителем будет происходить уже за рамками дистанционного обучения. Посредством курса мы можем сформировать только предпосылки для появления такого навыка. При этом тренинг или обучение на рабочем месте даёт нам весь необходимый набор ресурсов для формирования знаний, изменения отношений и отработку практических действий.

Адаптация модели Д. Колба в электронном обучении

Теперь посмотрим, как модель Колба может быть использована в построении сценария электронного курса.

Проанализировав ряд курсов, которые были разработаны разработаны командой LEVEL, я сформировала следующее видение:

1. Опыт
Для актуализации опыта и проблематизации можно использовать следующие активности:

  • практико-ориентированный вопрос
Пример вопроса
Пример интерактивного вопроса, на который пользователь отвечает, прежде чем приступит к знакомству с теорией. Интересная механика наглядно показывает суть ответа и погружает пользователя в тему
  • решение кейса по теме
  • предложение вспомнить ситуации из своей практики по теме
Курс начинается со знакомства с персонажем, с которым пользователь отождествляет себя и свои вопросы. Ответы на эти вопросы он получает в процессе изучения курса
Курс начинается со знакомства с персонажем, с которым пользователь отождествляет себя и свои вопросы. Ответы на эти вопросы он получает в процессе изучения курса
При этом подобная активность не ставит цель оценить входящие знания. Ее задача — вызвать интерес, актуализировать опыт.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

2. Анализ
К сожалению, в курсе нет возможности вести живой диалог с пользователем, чтобы помочь ему осмыслить имеющийся опыт. Для решения этой задачи мы используем сообщение обратной связи после определенного действия пользователя. Когда обучающийся видит ответ, он может проанализировать и оценить свой опыт. Такая обратная связь может выглядеть по-разному:

  • развитие ситуации согласно ответу пользователя
Реплики в курсе
На этом примере пользователь уже выбрал один из трёх вариантов реплики персонажа и в ответ видит реакцию собеседника. В данном случае выбранный вариант был верным
  • развёрнутая обратная связь в тексте
3. Теория
На этом этапе мы представляем собственно контентные страницы, которые лучше подавать в интерактивном формате (текстово-графические страницы, видеоролики, примеры и пр.).
4. Практика
Этот элемент цикла представляется в курсах интерактивными упражнениями, направленными на применение полученных теоретических знаний. Нам видится более эффективным использовать такие упражнения в завершении каждого теоретического блока, а не сводить всю практику в одно итоговое тестирование в конце курса. Так теоретическая информация будет закрепляться пользователем дозированно.

Примеры интерактивных упражнений:
Модель Колба является одним из удачных решений построения электронного курса, так как учитывает особенности обучения взрослых и предлагает пользователю выступать в активной позиции.

Построение сценария курса по циклу Колба означает последовательное прохождение пользователем четырех этапов:

  1. Актуализация конкретного опыта.

  2. Получение обратной связи и размышление о данном опыте.

  3. Формирование теоретических представлений в конкретной сфере.

  4. Тестирование полученных знаний.

По такому циклу может быть построен весь курс и, в частности, изучение отдельных тем внутри курса.
А какими моделями обучения пользуетесь вы при разработке электронных курсов? Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях ниже.
Автор: Алена Майорова

1 ИЮНЯ 2020 ГОДА оБНОВИЛИ ПРИМЕРЫ СЛАЙДОВ В СТАТЬЕ.

4 марта 2021 года ОБНОВИЛИ ПРИМЕРЫ СЛАЙДОВ В СТАТЬЕ.
Поделиться