8 Августа 2017

Что мешает использовать педагогический дизайн

Обучение разработке электронных курсов обычно начинается с ответа на вопрос, что такое педагогический дизайн. Немало подробных статей посвящено этой теме. Но сегодня хочу поговорить о другом: с какими проблемами я сталкивалась при знакомстве с педагогическим дизайном и как их преодолевала.


Проблема 1. Сложно разобраться в понятиях. Много разных моделей, определений и концепций. Достаточно долго я искала для себя ответ на вопрос, что же такое педагогический дизайн. Наука? Теория? Подход? Набор принципов? Инструмент? Или все вышеперечисленное?

Решение. Для себя я определилась в понятиях: педагогический дизайн — это системный подход к решению образовательных задач. Мне нравится идея книги «Быстрый педагогический дизайн» (Rapid Instructional Design). Авторы не бьются за единственно правильное определение педагогического дизайна, а предлагают просто пользоваться его принципами. Чтобы педагогический дизайн заработал, нужно в первую очередь думать не о нем, а о живых людях, целевой аудитории.


Проблема 2. Внутренняя установка «Зачем педагогический дизайн? Вроде все и так интуитивно понятно». Так действительно можно работать, но до того момента, пока не начнут задавать вопросы с просьбой обосновать выбранный формат и форму представления. «Почему было выбрано именно такое решение? Давайте по-другому. И сделаем повеселее: добавим сторителлинг и геймификацию». В такие моменты иногда не хватает нужных аргументов.

Решение. Часто допускаю в работу интуицию. Но при этом проверяю свои интуитивные догадки на соответствие принципам педагогического дизайна. По этой теме советую книгу Рут Кларка «Электронное обучение и наука педагогического дизайна» (Ruth Clark E-learning and the Science of instruction). Авторы собрали широкий набор принципов, которые помогают обосновать то или иное образовательное решение.


Проблема 3. Непросто комплексно подойти к изучению педагогического дизайна электронных курсов, так как формального обучения в этой сфере нет. На данный момент на рынке представлены лишь тренинги, семинары и краткосрочные курсы, которые знакомят с темой.

Решение.
В этом случае я просто изменила отношение к проблеме и пришла к пониманию эффективности подхода 70:20:10. 70% —эмпирическое обучение через реальные рабочие ситуации на рабочем месте. 20% — обучение через общение с командой. 10% — теория: книги, тренинги, семинары. Реализую свои 70% обучения через работу над проектами и разбор собственного опыта. В нашей компании есть процедура рефлексии и оценки проектов. Мы анализируем проекты, думаем, как их можно улучшить. На основе рефлексии выводим общие принципы разработки курсов, чек-листы, шпаргалки. А самое главное, основы педагогического дизайна усваиваются на практике.


В заключение хочу сказать пару слов про гибкость, которая помогает преодолевать сложности в знакомстве с педагогическим дизайном. Одна из целей нашей работы — обеспечить правильный пункт назначения и дорогу, которая приведет туда. Но так как редко бывает единственный хороший способ для достижения цели, педагогический дизайнер действует по ситуации, анализирует требуемые результаты и выбирает способы прихода к желаемым результатам.
Автор: Инесса Абрамян
Поделиться