21 марта 2019

Разработка электронных курсов от А до Я. Часть 2

Как собрать материал для курса и кто должен этим заниматься

Спойлер: тот, кто заказывает курс
Вторая статья цикла «Разработка онлайн-курсов от, А до Я» — о том, как происходит подготовка контента для курса. На примере вымышленной компании «Пивоваров и партнеры» и их проблемы показываем, кто и как отбирает материалы и каким образом взаимодействуют эксперт со стороны заказчика и провайдер курсов.
Менеджер проектов Наталья Пиняжина
Наталья Пиняжина
Управляет e-learning проектами 5 лет
Ситуация
Компания «Пивоваров и партнеры» производит пиво и продает его через крупные торговые сети. Одна из них — сеть супермаркетов «Бриз». В магазинах «Бриз» работают мерчендайзеры и консультанты торговых залов: именно они помогают покупателям выбрать пиво, если у тех возникают трудности.

Исследования «Пивоварова» показали, что сотрудники «Бриза» не знают, чем отличается один сорт пива от другого. Они дают советы хаотично, рекомендуют клиентам только то, что пробовали сами. В итоге покупатель не доверяет консультанту, выбирает неподходящий сорт или вовсе отказывается от покупки.

Чтобы познакомить продавцов с продуктом и научить качественно консультировать клиентов, эйчар-отдел «Пивоварова» решает внедрить онлайн-курс. В курсе важно доступно рассказать про виды пива и отработать практику общения с покупателями.
Решение
Эйчар компании просит провайдера, компанию LEVEL, сделать такой курс и посчитать, сколько это стоит. Но прежде чем провайдер примется за разработку, он должен получить от заказчика материалы для курса. От этого зависит сложность, стоимость и срок разработки.

Что такое материалы и кто за них отвечает? На самом деле, сторона заказчика, то есть эксперты из «Пивоварова». Только они знают свой продукт, могут сказать, чему конкретно учить сотрудников, какие знания пригодятся, без каких не обойтись, а что будет лишним.

Часто эксперт не знает, как отбирать контент для курса, и присылает провайдеру «все, что есть по теме» или наоборот — недостаточно информации. Однако для эффективного обучения нужны точно подобранные материалы.

В этой статье рассказываем, как собрать контент для электронного курса, отфильтровать информацию и оформить для передачи провайдеру.
1. Определите целевую аудиторию и цели обучения
Сбор материалов начинается с определения целей обучения и целевой аудитории. Чтобы грамотно собрать контент, надо знать, для кого делается курс и какую задачу в компании должен решить.

Как правило, запрос на обучение возникает не у эксперта, а у руководства компании или какого-либо структурного подразделения. Чаще всего подобный запрос можно сформулировать в виде проблемы, которая ведет к негативным последствиям для бизнеса.

Пример проблемы: Продавцы торговых залов не ориентируются в продуктах компании и не могут компетентно проконсультировать покупателя.

Последствия для бизнеса: Недовольные покупатели, снижение количества продаж.

Чтобы решить эту проблему с помощью электронного курса, сначала надо определить, кого мы учим: всех сотрудников торговых залов? только продавцов? только новичков?

Например, в нашем случае целевая аудитория — все консультанты торговых залов: и новички, и опытные сотрудники. Также нужно иметь в виду, что они могут не обладать базовыми знаниями о сортах пива и алкоголе вообще.

Когда целевая аудитория определена, полезно сформулировать две цели обучения:

  • бизнес-цель;

  • образовательную цель.

Бизнес-цель — это общая выгода, которую получит компания, когда сотрудники пройдут обучение. Чтобы правильно сформулировать бизнес-цель, надо ответить на вопрос: каких бизнес-результатов нужно достичь с помощью обучения?

Пример бизнес-цели: Повысить количество продаж пива через торговые сети, увеличить количество удовлетворенных покупателей.

Образовательная цель — это знания, умения и навыки, которые получат сотрудники, прошедшие обучение. Она является составной частью бизнес-цели. Чтобы правильно сформулировать образовательную цель, надо ответить на вопросы:

  • Что должно измениться в действиях/поведении сотрудника для достижения целей обучения?

  • Что должен знать/уметь сотрудник после обучения?

Пример образовательной цели: Сотрудники торговых залов различают сорта и вкусовые качества пива и могут проконсультировать покупателя так, чтобы тот сделал подходящий выбор с учетом своих запросов и финансовых возможностей.
2. Организуйте сбор материала

Когда ясны целевая аудитория, бизнес- и образовательные цели, нужно правильно организовать сбор материала: определить источники информации, собрать контент и — самое главное — правильно его отфильтровать.

Где брать материалы?

Как правило, контент для онлайн-курса собирают из разрозненных документов, регламентов, инструкций или внутренних учебных материалов. Набор источников для разных курсов отличается, но вот примерный перечень:

  • внутренние документы компании: инструкции, регламенты и другие;

  • знания эксперта и других сотрудников;

  • справочная или профессиональная литература;

  • интернет-ресурсы.

Например, в случае с компанией «Пивоваров» источник контента — описания всей продукции и обучающие материалы отдела продаж.

А если мы разрабатываем электронный курс по информационной безопасности, материалы будем брать из внутренней документации: инструкций, регламентов, правил ИБ.
Пример списка материалов для электронного курса
Пример материалов
Пример списка материалов для электронного курса
Пример материалов
Как фильтровать контент и отбирать важное?

Онлайн-курс — не учебник и не энциклопедия. Он должен содержать только важную, полезную информацию, которую сотрудник быстро усвоит и сможет применить на практике. Поэтому собранные материалы нужно правильно отфильтровать в зависимости от особенностей целевой аудитории и темы курса. В качестве фильтров можно использовать вот эти вопросы:

Об особенностях целевой аудитории:

  • Каков уровень знаний у сотрудников по теме обучения: новички/продвинутые?
  • Какие проблемы возникают у целевой аудитории по теме курса?
  • Сколько времени у сотрудников на обучение?

Об особенностях темы курса:

  • Какую информацию нужно включить обязательно, а какую — желательно?
  • Какие сложные вопросы есть в теме курса? Что труднее всего будет понять слушателям?
  • Что требуется для освоения темы: отработка навыков на практических заданиях, понимание терминологии или что-то еще?
Вопросы о целевой аудитории помогают собрать материал, максимально ориентированный на тех, кто будет учиться.

Пример:

Курс по сортам пива для специалистов-сомелье: может содержать профессиональную терминологию и много подробностей о разных видах хмеля, традициях пивоварения, тонкостях вкусовых различий.

Курс для продавцов торговых сетей: материал должен быть базовым и практически ориентированным — чтобы сотрудники за две минуты могли сориентировать любого покупателя.

Знание основных ошибок, которые делают сотрудники, позволяет вычленить именно тот контент, который необходимо освоить в первую очередь. А учет сроков на обучение — спрогнозировать общий объем учебных материалов.

Вопросы об особенностях темы помогают сфокусировать внимание на том, как обучение будет работать на практике. Здесь эксперт должен решить, какая информация критична для освоения, а какую можно упустить — и выстроить иерархию контента. В нашем примере:

Продавец обязательно должен: Знать характеристики пива (цвет, прозрачность, горечь, полноту вкуса) и различия конкретных сортов.

Необязательно: Понимать, что делает пиво горьким или светлым, знать производственный процесс.
3. Расскажите, какие знания/умения/навыки обязательно нужно проверить в тестовых заданиях
После того, как эксперт со стороны заказчика предоставил отобранный материал, он может указать, какие знания или навыки необходимо проверить в онлайн-курсе. Например: понимание процессов, знание продукта, навыки продаж или что-то другое.

В нашем случае отрабатываем: знание видов пива и их характеристик, практические навыки консультирования.

Иногда провайдер просит эксперта помочь с контрольными вопросами или упражнениями.

Эксперту необязательно подробно описывать элементы и логику работы заданий. Однако если возникает идея конкретного упражнения — обязательно укажите ее, используя наши рекомендации:

  • Сверяйтесь с целями обучения. Упражнения направлены на отработку обязательной к изучению информации

  • В одном упражнении проверяйте только одну компетенцию

  • Используйте единые формулировки и термины в теоретической и практической части раздела: не рекомендуется использовать синонимы, заменять слова в определениях и т. д.

  • Соблюдайте баланс теории и практики. Рекомендуется добавлять упражнения после каждого смыслового блока в разделе (примерно каждые 7−10 слайдов)

Часто помощь эксперта нужна при составлении итогового тестирования

Вот как лучше составлять тестовые вопросы:

  • Четко формулируйте вопрос теста, избегайте двойных трактовок

  • Задавайте практико-ориентированные вопросы: спрашивайте только то, что реально пригодится учащимся

  • Используйте оптимальное количество вариантов ответов. Для вопросов типа «Один из многих» — 3−4 варианта, для вопросов типа «Многие из многих» — 4−5 вариантов

  • Делайте дистракторы (неправильные ответы) схожими по длине и структуре с верными ответами, чтобы у учащихся не было визуальных подсказок

  • Избегайте канцеляризмов, отрицаний, двойных отрицаний, категоричных формулировок: «только», «всегда», «никогда», «абсолютно»
4. Как оформить контент, чтобы провайдер вас правильно понял и не потерялся в материалах?
Когда материал собран, важно оформить его так, чтобы люди, создающие электронный курс, поняли, что к чему.

Здесь все просто: соберите информацию в удобном вам формате — в презентацию или простой вордовский файл — и выделите главное.

Важно, чтобы провайдер увидел иерархию блоков контента и понял, что точно пойдет в курс, какой материал добавочный, а какой можно упомянуть вскользь. Выделите цветом основные мысли, добавьте экспертные комментарии. Главное — не устраивать провайдеру квест — иначе посыпятся уточняющие вопросы, которые съедят ваше время.
Пример блоков тем для курса
Пример блоков тем
Пример блоков тем для курса
Пример блоков тем
5. Провайдер собрал из материалов сценарий и прислал на согласование. Что учесть при проверке?
Когда провайдер получил от эксперта материалы, он делает из них сценарий будущего курса и присылает эксперту обратно на проверку.

Задачи провайдера — адаптировать полученный контент под формат дистанционного обучения, построить логику курса, продумать проверочные упражнения и максимально упростить текст материалов.

А это значит, что длинные предложения в сценарии превратятся в короткие, громоздкие фразы станут лаконичными, заголовки будут умещаться в одну строку, а важные перечисления скомпонуются в короткие списки, инфографику, таблички.
Подписка на рассылку
В письмах анонсируем статьи e-learning экспертов, которые публикуем в блоге. В формате кейсов рассказываем, как работают бизнес-симуляции или слайдовые курсы для конкретных задач. Иногда отправляем приглашения на конференции, вебинары или семинары партнеров со скидкой на участие. Присылаем письма один или два раза в месяц.
Ваш емейл-адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписались, а письма не приходят? Пишите на am@levellab.ru
Пример сценария онлайн-курса
Пример сценария будущего курса
Пример сценария онлайн-курса
Пример сценария будущего курса

На что стоит смотреть эксперту при согласовании?

  • на полноту материала: вся ли информация по продукту есть в курсе;
  • на логику подачи;
  • на адекватность проверочных заданий: действительно ли они проверяют ключевые знания/тренируют навыки?

А вот превращать короткие понятные формулировки в длинные канцелярские — не стоит.
6. Стоп. А что вообще делает команда провайдера электронных курсов?
Может показаться, что мы взваливаем слишком много работы на заказчика: именно его эксперты собирают материалы. А что же делает провайдер? На самом деле, очень много. Смотрите, как распределяется работа и ответственность между экспертами со стороны заказчика и сотрудниками LEVEL:

Сторона заказчика (эксперты, менеджер по обучению)
Определяет проблему в компании, цель курса и ЦА
Делает первичную подборку материалов, говорят, что важно отразить в курсе
Сообщает, какие знания важно проверить, а навыки — отработать
Согласовывает готовый сценарий курса
Сторона провайдера (те, кто делает курс: методологи, дизайнеры, разработчики)
Принимает первичные материалы от эксперта и собирает недостающий контент: задает уточняющие вопросы, при необходимости, берет дополнительные интервью у эксперта
Создает структуру курса и выстраивает логику его развития
Придумывает способ подачи материала: сюжет, героев, историю
Разрабатывает сценарий курса
Адаптирует полученный материал для легкого восприятия ЦА, заменяет сложные формулировки простыми
Придумывает тренажеры, упражнения, способы проверки знаний
Разрабатывает дизайн курса
Реализует курс программно
Тестирует и внедряет курс в СДО
7. Риски, или почему важно собрать хороший материал для курса
Без корректно подобранного материала провайдер не может начать разработку сценария. А, значит, связывается с экспертом снова и снова, пытаясь выяснить, что должно войти в электронный курс, а что нет. В этом случае заказчик рискует временем, деньгами и эффективностью курса.

Когда провайдер вынужден собирать контент сам, он тратит очень много времени — ведь ему неизвестна специфика работы компании и чему конкретно учить сотрудников. Приходится несколько раз встречаться с экспертом, задавать уточняющие вопросы, проводить серию интервью. Это увеличивает сроки разработки и, как следствие, стоимость курса для заказчика.

Другая опасность — получить неэффективный курс. Если материала слишком много или в нем нет иерархии, курс может превратиться в неинтересный учебник.

Правильно подобранный материал — залог эффективности электронного курса и его нацеленности на практический результат.
Как вы работаете с провайдером? Расскажите в комментариях о своем опыте.
Авторы: Анна Козонина, Наталья Пиняжина
Поделиться