13 июля 2018

Как мобильное обучение влияет на долговременную память

Особенность m-learning ─ мобильность и возможность учиться «на ходу». Автор книги «Край мобильного обучения» Гари Вудил считает, что «m-learning освобождает нас от школьной парты»,
и возвращает в те далекие времена, когда люди получали знания не в школе, а в своем окружении. Подобное высказывание может звучать радикально, но оно не лишено смысла. Мобильное обучение тесно встраивается в нашу жизнь и может задействовать другие механизмы памяти по сравнению с классическим e-learning. Чтобы понять так ли это, для начала разберемся в 2 видах долговременной памяти ─ семантической и эпизодической.
Чем различаются семантическая и эпизодическая память
Семантическая память хранит общие знания о мире,
не связанные с нашим личным опытом. Извлечение информации из семантической памяти похоже на поиск в Яндексе. Ответ
на вопрос «Что такое восход?», полученный из семантической памяти напоминает вербальное определение — «некоторый момент, когда солнце поднимается над горизонтом».
Эпизодическая память связана с фактическим
опытом — путешествием в Берлин, посещением Эрмитажа, работой в офисе. Чтобы получить информацию из эпизодической памяти, человек обращается к событиям в прошлом. В этом случае слово «восход» ассоциируется со случаями из жизни, связанными с восходом солнца: романтические встречи, знакомства, красивые пейзажи. Эпизодическая память связывает контекст, время и место, в котором произошло событие.
Также с эпизодической памятью связана способность запоминать истории, даже если они случаются не с нами.
Благодаря эмоциональной оценке и интересу, события врезаются в память особенно сильно и точно.
Таким образом, воспроизведение семантической информации сводится к формуле «Я знаю», а воспроизведение эпизодической информации — «Я помню» (это происходило со мной лично).
При этом эпизодические воспоминания являются более хрупкими и подвержены постепенному забыванию с течением времени. Любопытно понаблюдать за этими процессами
в мультфильме «Головоломка».

Так как смартфон является нашим спутников во многих жизненных событиях, существует гипотеза, что мобильное обучение помогает больше использовать эпизодическую память, в то время как e-learning чаще задействует память семантическую.
Как мобильное обучение выигрывает от активизации эпизодической памяти?
Во-первых, обучение во время выполнения практических задач помогает запомнить, не только конкретные данные, но и процесс их использования. Появляются воспоминания, которые объединяют изучаемую информацию с рабочим контекстом, нашими эмоциями, образами окружающих людей. В результате формируются триггеры, которые затем помогают извлечь из эпизодической памяти необходимую информацию.
Во-вторых, возможность учиться в разном окружении — за рабочим столом, по дороге домой, на производственной площадке, — порождает множество эпизодических воспоминаний, которые ассоциативно связывают разные жизненные контексты с предметом изучения. Таким образом, улучшается процесс запоминания, знания легче переносить в другие сферы.
В-третьих, множество эпизодических воспоминаний, которые появляются в результате мобильного обучения, со временем встраиваются в более устойчивую семантическую память. Иными словами, информация меняет статус «Я помню» на статус «Я знаю». Для доказательства данного принципа Мартин Конвэй и его коллеги изучали усвоение и запоминание материала из курса психологии. После небольшого промежутка времени большая часть информации вспоминалась как эпизоды, например сведения об экспериментах Морриса, изучавшего роль гиппокампа в научении. Однако тестирование, которое проводилось через несколько месяцев, показало, что эта информация отделилась от воспоминаний о самом событии научения и вошла в семантическую память, во всяком случае у наиболее успешных студентов.
Запомнить:
1
Семантическая память сводится к формуле «Я знаю», эпизодическая память — «Я помню».
2
Согласно гипотезе, мобильное обучение активизирует эпизодическую память, классический
e-learning — семантическую. Эти особенности можно и нужно учитывать при организации обучения и проектировании образовательного решения.
3

Активизация эпизодической памяти создает преимущества мобильного обучения:

  • Мы запоминаем, как и где использовали конкретную информацию на практике. В результате повышаются шансы в нужный момент извлечь необходимые данные.
  • Возможность менять учебное окружение улучшает процесс запоминания информации.
  • Множество эпизодических воспоминаний создают основу семантической памяти, встраиваются в систему наших знаний о мире.
Автор: Инесса абрамян
Поделиться