22 июля 2020

Мифы о разработке электронных курсов: как испортить курс и спустить бюджет

Яна Гребенюк
Педагогический дизайнер

Взаимодействует с заказчиками обучающих продуктов во время разработки и контроля качества методологии. Знает, какие представления о разработке ложные.
Продолжаем цикл статей о ложных убеждениях при разработке электронных курсов. В первой части говорили о мифе, который связан с педагогическим дизайном. Второй миф — о красивых презентациях.

Миф № 2. Электронный курс — это грамотно оформленный текст с картинками

Мало собрать полезные материалы в курсе и красиво их оформить, нужно еще позаботиться об удобстве обучения: оформлении и расположении кнопок, наличии подсказок и пояснений. Задайте себе вопросы: достаточно ли воздуха, просто ли вернуться назад и просмотреть информацию заново и т. д. Эти детали формируют пользовательский опыт.

В своей книге «Не заставляйте меня думать», ставшей настольной для UX-дизайнеров, Стив Круг сформулировал закон пользовательского опыта: если людям неудобно — они уходят.

Когда человек не понимает, что ему нужно сделать дальше, на какую кнопку нажать, видит непонятные картинки, кучу пояснений мелким шрифтом, то он раздражается, расстраивается или устает. В результате у него возникает негативное отношение к курсу. Из-за этого он хочет отложить обучение «на потом», начинает делать перерывы часто и надолго. Кроме того, плохое отношение к курсу автоматически формирует отрицательные эмоции к его разработчику и компании-работодателю.

Для примера рассмотрим слайд с конкурса разработчиков:
Курс «Основные принципы здорового образа жизни на рабочем месте».
Курс «Основные принципы здорового образа жизни на рабочем месте». Источник: CourseLab
В чем ошибки

1. Первой бросается в глаза желтая кнопка. Из-за этого пользователь рискует не заметить красный хелпер, пропустить «кнопки» в виде овощей и не прочитать информацию о принципах здорового питания. Подводят и сами «кнопки» — их оформление не выдает в них интерактивные элементы. Без хелпера пользователь так и не узнал бы, что это кнопки.

2. Красный хелпер слишком сильно контрастирует с зеленым фоном, это неприятно глазу и смотрится несимпатично. Нет кнопок плеера, чтобы перейти дальше или вернуться назад. Переход к следующему слайду каждый раз осуществляется с помощью новой кнопки (на этом слайде — «нажми и узнаешь следующий закон»).

3. Также нет индикатора количества слайдов — сколько ты уже изучил и сколько осталось.

Рассмотрим другой пример:
Курс «Управление проектами»
Курс «Управление проектами». Источник: Competentum
В чем ошибки

1. На слайде слишком много элементов: шапка курса, кнопки, две большие стрелки, несколько мелких плашек внутри стрелок. Элементы находятся плотно друг к другу, не хватает воздуха, пространства. (При этом вокруг иллюстрации напротив, есть свободное место).

2. Все кнопки оформлены по-разному, из-за чего сложно понять — это кнопка или просто плашка.

3. Нет хелперов, которые бы указывали, что на плашке внутри стрелки надо нажимать.

Помимо этого не нужно путать курс с красочной презентацией. Если заказчик принес презентацию с тренинга, это еще не значит, что разработчику надо просто сделать статичную презентацию интерактивной — добавить кнопки «вперед» и «назад» и экспортировать ее в SCORM. Это значит, следует переделать структуру и материал, добавить упражнения, спроектировать элементы пользовательского опыта. В итоге получится новый продукт.

Любая деталь электронного обучения формирует пользовательский опыт. Чем удобнее и понятнее будет курс, тем быстрее обучающийся завершит обучение, а заказчик достигнет цели обучения.

Продолжение

Поделиться