12 декабря 2017

5 режимов работы педагогического дизайнера

Хочу поделиться своим подходом к разработке сценариев электронных курсов. В его осмыслении мне помог вечный метод 6 шляп Эдварда де Боно, который предлагает разделять режимы мышления на направления и выбирать нужный подход в конкретной ситуации.
Кто такой педагогический дизайнер в LEVEL?
Это журналист, копирайтер, технический писатель, редактор, сценарист, контент-менеджер, методист и бизнес-тренер в одном лице.
Здесь не зря описаны разные роли педагогического дизайнера. Написание сценария требует параллельного решения задач разной направленности. Выполнять эти задачи можно одновременно и тем самым рассеивать внимание на тысячу мелочей. А можно последовательно включать разные режимы работы, расставляя акценты. Об этом подходе и поговорим.
Какие основные "режимы" отследила у себя?

1
Режим методиста
Находясь в нем, проектирую образовательный путь обучающегося: создаю структуру курса, которая поможет в достижении учебных целей. Основные акценты ‒ что должен усвоить обучающийся, как информация свяжется в его голове, какие блоки являются основными, а какие ‒ второстепенными. В этом же режиме разрабатываю упражнения и выбираю способы интерактивной подачи данных. Результат режима ‒ первый вариант сценария курса с выстроенной логикой.
2
Креативный режим
Беру стандартные элементы сценария и ищу для них интересную реализацию. В этом режиме полезно забыть про все ограничения, чтобы разработать разные варианты представления информации. В конце возвращаюсь к целям курса и выбираю те решения, которые будут не просто запоминаемыми, но и эффективными с точки зрения обучения. Результат ‒ сценарий приобретает уникальность. Появляются "фишки" курса: юмористические вставки, истории, нестандартные упражнения.
3
Режим UX/UI дизайнера
Проверяю, как будет чувствовать себя пользователь во время прохождения курса. Достаточно объяснений к заданиям, подсказок по интерфейсу и обратной связи? Навигация помогает достичь образовательных целей? Интерактив и визуализация понятны? Стараюсь представить курс в конечном виде, продумываю все варианты и оставляю пометки для дизайнера и разработчика. Результат ‒ сценарий становится удобным для прохождения, "плавным".
4
Режим копирайтера
Переписываю тексты: убираю отглагольные существительные, проверяю наличие подлежащего и сказуемого, удаляю канцеляризмы и штампы. Результат ‒ тексты становятся "читабельными" и точными, для их изучения не нужны дополнительные усилия.
5
Режим редактора
Проверяю результаты своей работы, оцениваю с точки зрения конечного пользователя. Смотрю на все критическим взглядом. Результат ‒ продукт готов, можно собирать внешнюю обратную связь.
Какие могут быть дополнительные режимы?
Бывает, что нужны режимы технического писателя, журналиста, гейм-дизайнера и даже сценариста кино. И это не предел!
Как подход работает на практике?
Иногда прохожу режимы поэтапно: сначала полностью выполняю работу методиста, потом включаю креатив и так далее. А иногда работаю короткими временными промежутками и быстро переключаюсь между режимами. Все зависит от сложности материала, моего настроя и других факторов. Но в любом случае всегда начинаю с методиста.
Как мне помогает выделение разных режимов?
Режимы работы упорядочивают процесс разработки, позволяют сфокусировать внимание на узких аспектах, сокращают многозадачность. Не нужно одновременно думать о структуре, придумывать креативные решения, сокращать тексты и писать подсказки по интерфейсу. Таким образом, большая тяжеловесная задача - "создать сценарий электронного курса" дробится на несколько мелких и понятных этапов.
Автор: Инесса Абрамян