19 июня 2015

Разбор симуляции LifeSaver

«Всем буду рекомендовать» — с такими мыслями я вышел около полугода назад с двухдневных курсов первой помощи.

Эти курсы мне порекомендовали пройти в яхтенной школе. Говорили: «будет полезно». Кто бы мог подумать, что настолько!

Оказалось, что йод и зеленка — это не антисептики. Когда замерзли руки — ни за что не прикладывайте их к батарее — только сожжете. Когда человек подавился, бить его по спине не нужно, вы добьетесь только того, что он подавится еще сильнее! И еще много-много-много других полезных «мелочей», спасающих жизни.

Конспектов у меня получилось около 15 страниц мелким подчерком. Но что такое страницы? «Не суйте эпилептику пальцы в рот, в лучшем случае он их откусит. Спасайте человека куском полиэтилена». Шины, повязки, дыхание — об этом даже и не говорю. Думаете, что это реклама курсов первой помощи? Да и пускай реклама. Но мы, вообще, не об этом.

Курс «красного креста» разрабатывался ведущими экспертами, которые встречаются каждый год и актуализируют информацию.

При оказании первой помощи есть очень четкий алгоритм действий. Для того чтобы помочь человеку, попавшему в беду, нужно действовать по этому алгоритму. И действовать быстро. Очень быстро.

В реальной жизни такие навыки практиковать возможности нет, если вы, конечно, не работаете в службе спасения.

Мы немного практиковались, когда были на тренинге. Но что такое выполнить пару раз игровую ситуацию, когда один из участников изображает, что ему плохо, а второй пытается отработать на нем алгоритмы действий, полученные на тренинге? Все это быстро забывается, но не это главное. Главное, что даже после отработки ситуаций «вживую» и прохождения двухдневного тренинга меня настолько поразила симуляция. Поразила тем, что, оказывается, можно передать знания и практику в электронном виде и сделать это максимально близко к реальности.

Вообще, заглавие гласит «интерактивный фильм». Да, так оно и есть. По формату. Но по сути — это симуляция. По крайней мере, с точки зрения того, кто проходил курсы первой помощи.
Разбор симуляции LifeSaver
Что это? Абсолютно «живой» фильм-симуляция. Начинается с того, что есть реальная ситуация: кому-то стало плохо, а вы проходили мимо.
Симуляция LifeSaver
Теперь пару слов о том, как устроен курс:

По-моему, лучшего формата для данной задачи пока не существует. Видео быстро, практически моментально погружает в ситуацию.

Присутствует ограниченность во времени. Для подобного курса это «must have» — как бывает в реальности — так и в курсе.

Как я уже писал ранее — для оказания первой помощи есть четкий алгоритм, по которому нужно действовать с первых секунд.

Яркий пример (он же заблуждение): только в боевиках герой, видя, что героине плохо, тут же бежит ее спасать. В реальной жизни так делать нельзя! Сначала нужно убедится в собственной безопасности.

Приведу пример. Представьте, что человек, который нуждается в помощи, лежит около высоковольтного провода. Сначала нужно оценить опасность. В курсе этот момент очень хорошо проиллюстрирован на примере проезжающего мимо велосипедиста. Если не оглядеться вокруг, велосипедист может запросто сбить вас.

Симуляция LifeSaver
Далее мы идем по алгоритму. Четкому. Понятному. Но такому, который нужно реально применять в считанные секунды. Таймер об этом напоминает.
Симуляция LifeSaver
На каждый выбор даются секунды, как в жизни.

Тут ко мне пришло понимание: весь курс сопровождает отлично подобранный звуковой ряд.

Его замечаешь не сразу. А ведь именно звуками очень многое показано в курсе. Звук… пугающий и напрягающий, создающий ту атмосферу, которая окружает нас в реальной экстремальной ситуации.

Поехали дальше.

Дальше (это было неожиданно) дается выбор, в том числе за того, кому помогаем.

Дело в том, что при первой помощи, то, что следует делать с «пациентом», зависит от того, как он себя ведет. Тут предлагается, в том числе, и этот выбор. Это говорит о том, что в игре есть много вариантов и объяснений. Это важно!

Далее идут варианты с подробными разъяснениями. Удивительно, как авторы в фильме ухитрились объединить достаточно подробные описания того, что нужно делать, с динамикой. Наверное, дело в голосе + замедленной съемке + показывают пациента. Все это не дает «вывалиться» из динамики курса и уйти в спокойное изучение.

Да, информация в стрессовой ситуации воспринимается лучше.

А как не быть стрессу, когда видишь такое:

Симуляция LifeSaver
Мне удалось спасти одного героя (хотя еще бы прошел и другие варианты).

Следом запустилась вторая ситуация. Есть много предубеждений, но в реальности, когда люди давятся по-настоящему — они не кашляют:
Симуляция LifeSaver
Курс вновь напоминает нам: когда люди подавились — не бегите к ним и не хватайте сзади. Они только испугаются! Сначала обратитесь, скажите, что сейчас вы им поможете.

В общем, алгоритм первой помощи в мельчайших деталях присутствует.

В курсе всего 3 ситуации. С разными вариантами.

Ориентировочно весь курс можно пройти минут за 40 минут — 1 час.

Хотя я бы давал для него 2 попытки по 40 минут и требовал достижения результата (в курсе учитывается скорость + правильность ответов). Чтобы люди поняли, почему нужно поступать именно так и выучили порядок действий.

Да, практики такой курс не заменит. Нужно понимать, что нажимать на грудь при искусственном дыхании нужно с прямой спиной, а иначе у вас очень быстро отнимутся руки; что продавить грудную клетку не так просто (она сопротивляется), а сломать ребра, наоборот, можно. Но, как говорил наш инструктор: «ребра срастутся». А вот жизнь если уйдет, уже ничего не срастется.

Хорошо, конечно, пройти курс по оказанию первой помощи в формате тренинга, но сколько человек их реально проходит? На это нужно пара свободных дней и большое желание. А вот для прохождения симуляции надо 1−2 часа.

Два часа за возможность спасти жизнь, согласитесь, это того стоит?
Автор: Алексей Козлов
Поделиться