22 июля 2015

Корпоративная социальная сеть — решает проблемы сотрудников и экономит время

Основатель и генеральный директор компании «Даофис» Юрий Федосеев
Мы продолжаем серию интервью с экспертами рынка HR. Наш новый гость — основатель и генеральный директор компании «Даофис» Юрий Федосеев. Компания занимаемся созданием платформы для интранетов — систем внутренней коммуникации, которые используются, как правило, в крупных компаниях.
Дмитрий Кошелев:
Название компании отражает суть вашей работы?
Юрий Федосеев:
Да, название ориентировано на офисных сотрудников. Офис — это работа. Он может быть и виртуальным, но мы все равно сидим за компьютером. А «Да» — сотрудничество и партнерство.
Дмитрий Кошелев:
Почему все-таки корпоративная социальная сеть?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
До этого в своей работе я использовал share-поинт. Я люблю разбираться с программами, досконально разобрался и с ним. У меня там была CRM-система, система для контроля заявок, много всего… Меня удивляло, почему люди им не пользуются. Хотя ответ очевиден: чтобы понять эту программу, нужно потратить много времени. При этом в Фейсбуке или Вконтакте никто ничего не настраивает: просто заходит и начинает пользоваться, и это захватывает миллионы людей. Когда мы только задумывались над продуктом в 2010-м — на западе начался тренд офисных соцсетей. Вот оно: когда людям не нужно долго изучать программу, а можно просто заходить, регистрироваться и пользоваться.
Дмитрий Кошелев:
А как вы встретили вашего первого большого клиента?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Наш первый клиент МТС-ритейл — розничная сеть МТС. Нашли они нас в интернете по запросу «корпоративная социальная сеть», создали сеть, потом позвонили. Ребята, которые у них занимались этим, очень сильно совпали с нами во взглядах, как должна работать и развиваться крупная организация. Они были нацелены, чтобы лидерским драйвом была заражена вся компания с мантрой: «Мы строим самую классную розничную сеть в России».

Сначала у них зарегистрировалось несколько человек, начали обсуждать важные для компании темы, начали приглашать туда людей, и через пару месяцев собралось полторы тысячи человек. И то, что там происходило, было крайне полезно для компании, поэтому они и решили, что этот проект нужно развивать и дальше.
Дмитрий Кошелев:
Почему крупная компания должна купить ваш продукт?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Первый плюс продукта — информирование сотрудников, повышение их лояльности через средство внутренней коммуникации. Как правило, компании проводят исследования вовлеченности, в которых можно увидеть, в каких областях сотрудники чувствуют себя некомфортно. Таким образом, можно увидеть проблемы и решить их с помощью средства внутренней коммуникации.

Второе — экономия времени сотрудников. Система помогает быстрее находить нужную информацию, людей, быстрее решать проблемы. Например, человек в командировке — это звонки, переписка по эмейлу, которая по исследованиям занимает около 40% рабочего времени. Корпоративные сети убирают эту необходимость, так что время тратится более эффективно.

Третье — область инноваций, запуска новых продуктов и изменений в компании. Когда компания трансформируется и меняется, очень важно, чтобы коммуникации были построены не только иерархично (каскадирование работает только тогда, когда структура стабильна), но и горизонтально. Новый продукт в компании также требует вовлечения всех отделов: маркетинг должен оценить рыночные возможности, продавцы должны продать это клиентам, производство должно сделать товар и т. д. То есть вовлекаются все, и компания меняется гораздо быстрее.
Дмитрий Кошелев:
Можете привести пример?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
У нас есть пример нескольких компаний, которые запускали этот проект именно с целью очень быстрых изменений. Первой такой компанией был «Лета-банк», у них компания создана с нуля и до нынешнего момента (у них сейчас несколько тысяч сотрудников) — отделения по всей стране — буквально за 2 года. Другая организация — это Почта России. К нам пришел главный менеджер, целью которого было трансформировать всю эту организацию. И эта трансформация продолжается и сейчас. И третья компания — это Билайн, где тоже пришло новое руководство, целью которого было изменить компанию. И вот в режиме этих изменений очень важны коммуникации.
Генеральный директор LEVEL Дмитрий Кошелев и основатель компании «Даофис» Юрий Федосеев
Дмитрий Кошелев:
Как ваш продукт эволюционировал?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Он эволюционирует в зависимости от изменений рынка. Во-первых, мы перестали делать просто социальную сеть, мы стали делать полноценный интранет. Социально-горизонтальная коммуникация — большая его часть, но есть еще задачи информирования, структура компании, хранилище документов с регламентами, инструкциями, автоматизация таких процедур, как заказы, переговоры и т. д. Эти все стандартные задачи интранета мы тоже решаем. Также внедряем переход на мобильные платформы. Количество смартфонов у людей растет очень быстро, и пользователи привыкают к тому, что с информацией лучше работать через смартфон.
Дмитрий Кошелев:
Я слышал, у вас готовится новый бренд?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Мы сейчас запускаем новый проект под названием «Зентранет» — это новый интранет в стиле дзен, коротко «Зентра». Наша цель — сделать платформу, которая будет работать на всех устройствах и отвечать концепции дзен — простая, быстрая, легкая. Чтобы ее запустить, администратору не нужно программировать, можно просто настроить ее самостоятельно и все. Сотрудникам также не надо проходить обучение — необходимо только получить доступ с помощью смс и начать получать информацию компании.
Дмитрий Кошелев:
Давайте поговорим о пользователях. Какие инструменты их больше всего привлекают в вашей корпоративной сети?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Стандартная ситуация: у сотрудника возникает проблема, которую он самостоятельно решить не может и не знает, кто ему может помочь. Например, это розничный магазин. Менеджер приезжает раз в день, а более опытные продавцы заняты сейчас с клиентами. Тогда он в интранете задает вопрос, и ему отвечают сотрудники, которые занимаются помощью всем, либо те работники, которые сталкивались с этой проблемой. Получается двойная экономия времени: человек никого не отвлекает, а информация остается и для других сотрудников, столкнувшихся впоследствии с подобной проблемой. Это очень полезно для тех, кто приходит в коллектив: они видят, что собой представляет компания, а также уже готовые ответы на многие вопросы.
Дмитрий Кошелев:
Как кризис сказался на вашей компании?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Я бы сказал, что у нас все стабильно. Потому что мы сотрудничаем с крупными компаниям. Из-за кризиса никто не закрыл проект. Да, с новыми клиентами звучит «вот сейчас кризис, ограниченный бюджет…». На мой взгляд, это настолько формальные причины… они просто не видят правильности решения в пользу корпоративной соцсети. На самом деле, кризис — это самое правильное время для внедрения внутренней коммуникации. Мне очень понравилось исследование компании ЭкоПси, они уже несколько лет проводят исследования вовлеченности. Они выявили главные факторы, которые влияют на желание человека работать в той компании, в которой он работает. Первое — «контроль над своей жизнью» — человек должен быть уверен в своем будущем. Есть люди, которые стремятся к безопасности, есть люди, которые стремятся к развитию, карьерному росту — и для тех, и для тех важна стабильность. Второе — гордость за компанию. Эти вещи достигаются открытой коммуникацией, когда компания открыто доносит до сотрудников все происходящее, а так же важно слышать сотрудников. Кризис очень сильно бьет по этим факторам, в первую очередь, по контролю над собственной жизнью. Здесь важны антикризисные коммуникации: никого не уволят, например, или будут сокращения, но понятно кого уволят…
Дмитрий Кошелев:
Я читал, что у тебя непростое отношение к геймификации. Как думаешь, применима ли она во внутренней коммуникации, интранетах, обучении. Каковы границы этого применения?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Я увлекся геймификацией в 2012 году, когда на платформе «Даофис» мы сделали такую систему геймифицирования, где можно наращивать уровни, получать бейджи, зарабатывать баллы, звания и прочее. Было видно, что людям это нравится. Но потом я принял решение, что перестаю развивать это направление, потому что оно не оправдало тех задач, которые я ставил.
Дмитрий Кошелев:
А какие были задачи?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Она должна была мотивировать сотрудников, чтобы они работали более увлеченно. Да, людей она увлекала, но с бизнесом связи было мало. При этом я видел примеры, когда геймификация была эффективна. Очень понравился проект компании «Лукситан», там этот кейс рассказывала Елена Сорина — эксперт в области обучения персонала в розничных сетях.
Дмитрий Кошелев:
Что нужно, чтобы геймификация была удачной?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
У нас было несколько удачных проектов геймификации. Здесь важны такие факторы: должны быть четкие границы по времени и по участникам. Игра должна быть не стандартной, а созданной под конкретную задачу, конкретную компанию. Должны быть четкие понятные цели.

Есть бизнес симуляция — например, игра «Иерархия», где идет разбивка на команды и в течение часа выполняются разные задачи. В ходе этой игры я понял, насколько важны правильные коммуникации. Есть игровые симуляции, которые нацелены на обучение нового сотрудника. Человек поиграл, получил удовольствие, запомнил важные процессы.

Если же игра не связана с конкретной информацией, то результат может быть непредсказуемым и даже негативным.
Дмитрий Кошелев:
К слову о негативном результате, что тебя демотивирует?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
По натуре я спорщик, боец, мне нравится доказывать что-то, а это очень неблагодарная деятельность, я часто сталкиваюсь с непониманием, и раньше меня это очень раздражало. Сейчас я с этим более осознанно справляюсь.
Дмитрий Кошелев:
Какие планы на будущее?
ЮРИЙ ФЕДОСЕЕВ:
Во-первых, запуск нового проекта «Зентранет», во-вторых, начнем развиваться в США: я думаю, там должны появиться какие-то клиенты уже в этом году. Наверное, всех секретов пока не буду раскрывать.
Автор: Дмитрий Кошелев
Поделиться