Бизнес-симуляция по проектному управлению на примере работы с проблемными активами банка

В подразделении Сбербанка по работе с проблемными активами в кризис прибавилось работы. Возникла потребность обучать совсем новых и отработавших менее года менеджеров. Новички должны были освоить теоретические знания и научиться на практике управлять проектами и принимать важные решения.

Стоимость ошибки такого менеджера очень высока, поэтому в дополнение к очному обучению и классическим e-learning курсам мы предложили сделать обучение в формате бизнес-симуляции, позволяющее отрабатывать навыки менеджмента проблемных активов в безопасной среде: сотрудники должны научиться самостоятельно принимать важные решения, а руководители — оценить подчиненных и скорректировать выявленные проблемные зоны при последующей обратной связи.

Решение

Решение.

Погрузились в проблему, всесторонне изучили методологию и алгоритмы работы, провели серию интервью с экспертами и в итоге выбрали жанр и концепцию — сюжетную бизнес-симуляцию на основе реалистичных кейсов.

Получилось три совершенно разных кейса, направленных на отработку разных стратегий по работе с проблемными активами: две экономических стратегии и одна банкротная.

Каждый кейс охватывает весь цикл работы с проблемным активом, от сбора материалов и переговоров с бенефициаром до выхода из бизнеса. Каждый кейс — это отдельная многогранная игра с нелинейным сценарием развития событий, уникальными персонажами и диалогами.

В первом кейсе сотрудник имеет дело с владельцем компании, которая осуществляет оптовые закупки и экспорт зерна, но за последние 4 месяца отмечено падение рентабельности бизнеса на 30%.

Во втором кейсе менеджер работает с непростым бенефициаром (владельцем бизнеса), который занимается валяльной продукцией — валенками. Объем продаж на производстве резко снизился и обслуживать долг стало проблематично.

Третий кейс про банкротство, где главный бенефициар — владелец торгового центра в Санкт-Петербурге, у которого арендаторы стали массово съезжать.

Кейсы очень разные, но во всех нужно пройти ключевые этапы работы с проблемным активом.

1. Сбор информации и формирование досье по компании-неплательщику.

Руководитель ставит задачу изучить досье компании-должника. Для этого у игрока есть несколько интерактивных инструментов:

— звонки,

— письма,

— сбор информации в интернете и базе СПАРК,

— интерактивная папка проекта, для сбора ключевых документов и информации.

Время на сбор информации ограничен, а каждое действие, которые мы выбираем, стоит определенного количества единиц времени. Чем более полную картину удастся собрать игроку, тем выше его шансы правильно квалифицировать ситуацию и выбрать верную стратегию действий.
На этапе сбора информации возможна первичная встреча с бенефициаром бизнеса, которая также окажет существенное влияние на дальнейший выбор стратегии.
2. Подготовка к реализации проекта.

После сбора данных игроку нужно выбрать стратегию, оценить риски и составить план реализации.

Чтобы выбрать стратегию нужно последовательно принять ряд решений и сделать экономические расчеты в специально подготовленных файлах Excel.

Риски нужно ранжировать по вероятности их наступления и критичности и затем принять меры по их снижению. Потенциальные риски зависят от выбранной стратегии. Вся работа с рисками происходит на интерактивной доске:

В зависимости от того какая стратегия была выбрана и как мы поработали с рисками будут сгенерированы доступные действия на этап реализации. Работа строится на сетевом графике, с возможностью перетаскивать действия в рабочую зону. Задачи на графике нужно расположить в порядке их выполнения: последовательно или параллельно, а также задавать условия реализации действий.
Мы справились с такой сложной разработкой и реализовали масштабный проект, получив колоссальный опыт. Мы не были готовы к такой разработке, но наша команда не съехала, не спряталась и не скуксилась.
Руководитель разработки
3. Защитить стратегию на комиссии по проблемным активам.

На этом этапе менеджер отвечает на вопросы участников комиссии, которые представляют различные заинтересованные подразделения: риски, кредитование и другие. Механика встречи такова, что если выбрана не лучшая стратегия, то будет много вопросов, уточнений и, в итоге, проект может не пройти КПА снова на этап сбора информации. Если выбрана "проходная" стратегия, то после ответов на вопросы и одобрения от КПА, начинается этап реализации выбранной стратегии.

4. Реализация стратегии.

Цель — выполнить проект с минимальными затратами и сроками, и получить максимальный показатель Recovery Rate. Для реализации задач можно задействовать своих коллег.

Результат.

В результате разработана бизнес-симуляция, которая решает задачи обучения новичков и позволяет оценить их текущие навыки и пробелы в знаниях.

Разработка получилась инновационной и хорошо раскрывающей процессы и алгоритмы работы с проблемными активами разного класса. Для трех кейсов мы создали 42 персонажа и написали 48 диалогов. Проходить кейсы интересно, каждый из них содержит бессчетное количество развилок и вариаций действий, что способствует выработке у игрока понимания стратегии и принципов работы вместо запоминания верных ответов.