Бизнес-симуляция по работе
склада для Юлмарта

Как наглядно продемонстрировать сотрудникам работу склада и быстрее обучить новых кандидатов
Юлмарт — это компания интернет-торговли с оборотом около 62,7 млрд руб. в год и тысячей пунктов выдачи. На ее складских комплексах происходят десятки сложных процессов — постоянно приезжают поставщики товаров, отправляются доставки, нужно проверять содержимое коробок, расставлять и маркировать товары.

На момент разработки бизнес-симулятора Юлмарту были необходимы новые сотрудники — кладовщики и менеджеры участков для открытия новых складских комплексов. Процесс обучения стажеров и ввода в должность новых менеджеров участков требовал значительных ресурсов: дублирования на месте с наставником в течение нескольких дней. Стажера нужно привезти на склад, выделить время наставника для обучения, обеспечить оборудование. Одного сотрудника обучить таким способом еще можно, но если нанимать десятки человек, то это будет стоить дорого. Чтобы упростить отбор, стажировку и обучение сотрудников, компания Юлмарт обратилась к LEVEL. Мы изучили задачу и решили разработать бизнес-симуляцию — обучающую игру, имитирующую управление настоящим складским комплексом.
Анимированная модель складского комплекса «Юлмарта»
Главный экран игры — анимированная модель складского комплекса «Юлмарта»

Формат бизнес-симуляции позволил наглядно показать:

  • как движется товар;

  • в какое время выше загруженность отделов;

  • как обучение персонала влияет на продуктивность работы;

  • как решать возникающие в процессе работы форс-мажорные ситуации.

Нашлось место и для схем и графиков, они получились не отвлеченными, а конкретными — на них ученик может увидеть результаты своих действий и решений.
Разработка бизнес-симуляции
Игру можно поставить на паузу и посмотреть, как меняется загруженность разных частей склада и продуктивность работников в зависимости от решений игрока
Еще одно преимущество бизнес-симуляции — универсальность. Благодаря этому, симуляцию можно использовать и при отборе сотрудников, и при стажировке, и для повышения квалификации текущих сотрудников, и даже для обучения менеджеров и руководителей.
Разработка склада
Мы смоделировали склад целиком на основе реальных складов «Юлмарта», чтобы ученики могли видеть полную картину всех происходящих процессов

Как проходила разработка
бизнес-симуляции

Мы разрабатывали бизнес-симуляцию как игру. Поэтому в ней нет обучающих текстов, зато много игровых механик и наглядных примеров.

Наша «игра» основана на реальности, и нужно было посмотреть, как работают настоящие склады Юлмарта. Мы посетили работающие центры, общались с сотрудниками и руководителями, изучали отчеты, графики и схемы, чтобы в итоге составить полную картину, от которой можно было отталкиваться в разработке.
Собранные данные помогли нам разработать схему движения товара.
Движение товара
На первый взгляд разработанная схема кажется сложной, но симуляция помогает разобраться в ней и понять, как действительно движется товар на складском комплексе
За проработку игровых механик отвечал гейм-дизайнер — человек, который придумывает игровые ситуации и процессы, делает все так, чтобы прохождение игры было интересным. Уже по его инструкции работали программисты и дизайнеры — реализовывали запланированные механики, отрисовывали склад, персонажей и интерфейс, запускали все это и тестировали работоспособность. Также в разработке участвовали методологи, которые составляли тексты форс-мажорных ситуаций и следили, чтобы игровые механики соответствовали целям обучения. После того, как все механики были реализованы и протестированы, симуляция была готова.
Хотите такой же курс?

Как работает симуляция

По сути это стратегия в реальном времени. Игрок-ученик управляет складом — назначает персонал в отделы приемки, хранения и отгрузки, дает работникам задания, например, разгрузить или промаркировать товар, обучает их и мотивирует, принимает решения в отдельных критических ситуациях. За игровой месяц он должен добиться максимальной производительности складского комплекса и обработать как можно больше товаров.

Как таковой теории в бизнес-симуляции нет — нигде не написано, как правильно решать сложные ситуации или распределять сотрудников. В самом начале подсказки помогают ученику немного освоиться с интерфейсом, но потом он сам играет, экспериментирует и учится принимать решения и исправлять ошибки. При этом игра дает обратную связь — сразу после решения кейса или в общих показателях по итогам смены и всей игры.

Большую часть игрового процесса ученик следит за работой складского комплекса. Если где-то не хватает сотрудников — он направляет их в нужный отдел. Если есть свободное время — обучает или мотивирует кого-нибудь, чтобы в будущем он работал лучше. На каждую задачу тратится личное время менеджера. Задачи выполняются последовательно, и, чтобы успеть к концу смены, необходимо грамотно спланировать свое время.
Загруженность сотрудников
В отделах приемки, хранения и отгрузки можно сразу увидеть их загруженность. Сотрудников можно перетаскивать между окошками, чтобы назначать их на работу в определенный отдел
Иногда на складе возникают форс-мажорные ситуации — нужно принять верное решение, учитывая, что оно отразится на работе всего склада.
Пример форс-мажорных ситуаций
Такие окошки форс-мажорных ситуаций появляются случайным образом, прерывают игровой процесс и требуют немедленного решения
Еще во время игры ученик «знакомится» с сотрудниками. У персонажей есть карточки, где прописано имя, краткая биография, указана производительность и лояльность. Работников можно хвалить, обучать и открывать их способности, которые позволяют им работать еще лучше (например, сотрудник может работать на участке штрих-кодирования на 20% быстрее).
Карточки сотрудников
Каждого сотрудника можно в любой момент обучить или мотивировать, чтобы повышать их продуктивность и лояльность
В конце смены игрок:

1. Смотрит отчеты по движению товара и анализирует, где он ошибся и что можно улучшить в следующий рабочий день.
Данные к концу дня
На схеме в конце дня видно, в каких отделах были проблемы с загруженностью или наоборот, было мало товара, но слишком много сотрудников
2. Изучает отчеты по персоналу — насколько сотрудники лояльны, достаточно ли они мотивированы, кто и по какой причине уволился. При необходимости нанимает новых людей.
Отчет по персоналу
В отчете по персоналу можно посмотреть производительность всех сотрудников и каждого в отдельности, изучить карточки уволенных и нанятых
3. Назначает новых работников на смену с учетом их рабочего времени — важно следить, чтобы никто не перерабатывал, но все отработали свои часы в месяц.
Экран назначения на смену
На экране назначения на смену можно посмотреть, кто из сотрудников готов работать, кого можно вызвать на замену вместо ушедших в отгул, какое количество отработано за месяц
Потом начинается новая смена, все идет по той же схеме: игрок назначает сотрудников, обучает их и разрешает рабочие ситуации. Спустя игровой месяц симуляция заканчивается, и игрок узнает, какое количество товара он обработал, насколько был эффективен и на каком он месте в общем рейтинге игроков.

Игра может закончиться если в какой-то зоне склада накопится критическая масса товаров — придется начинать все с начала.

Чему учит бизнес-симуляция

В процессе игры ученик:

  • Видит, как работает склад и движется товар.

  • Осознает масштабы — сколько тысяч единиц товара обрабатывается каждый день, сколько человек задействовано в работе.

  • Понимает важность обучения и мотивации персонала, узнает, как на производительность влияет усталость и переработки.

  • Узнает, что важны не только рабочие, но и нетарифицированные операции — уборка, организационные моменты и прочие вещи, которые помогают поддерживать порядок на складе и позволяют сотрудникам работать продуктивнее.

  • Сравнивает, в какое время выше загруженность у разных частей склада, какие операции занимают больше времени.

  • Наглядно видит, к чему приводят даже небольшие ошибки и задержки на любом этапе работы с товаром.

  • Учится правильно управлять форс-мажорными ситуациями, возникающими на складе.

  • Учится быстро решать любые рабочие проблемы и рядовые рабочие вопросы.

Другие проекты LEVEL

Нужен проект?

Оставьте заявку или позвоните нам +7 (977) 474 30 57
Прикрепить бриф
Прикрепить бриф