Джули Дирксен
«Искусство обучать»

Об авторе

Джули Дирксен — педагогический дизайнер, независимый консультант, преподаватель. Более 15 лет разрабатывает образовательные продукты и программы электронного обучения для крупных компаний из списка Fortune 500 и технологических стартапов.

Блог Джули — usablelearning.com

О книге

Без постоянного обучения человек перестает быть востребованным специалистом. Его знания устаревают, а опыт перестает быть таким ценным. Чтобы гарантированно сохранить свое рабочее место, важно постоянно обучаться.

Проблема в том, что процесс обучения не всегда бывает эффективным. Человек может бросить учиться на полпути, не увидев плодов своей работы. Ему может стать скучно или его внимания потребуют другие задачи. В итоге результат прохождения курсов в лучшем случае средний. Начальство и ученик недовольны — деньги потрачены впустую.

Книга Джули Дирксен «Искусство обучать» как раз решает проблему эффективности обучения. Стоит отметить, что, хотя книга предназначается в большей степени для методологов и преподавателей, с ней весьма полезно ознакомиться людям, чья профессия связана с общением — она отвечает на многие вопросы о том, как убеждать и мотивировать.

По Дирксен, проектирование обучения можно разделить на 9 частей.

1. Устраните проблемы на пути ученика

Возможные трудности, с которыми могут столкнуться ваши студенты — пробелы в знаниях или навыках, недостаток мотивации или неправильный настрой, внешние препятствия (невозможность применить полученные на практике знания), ошибки в коммуникации. С этими проблемами можно работать — например, пробелы в знаниях или навыках решаются дополнительными занятиями, а коммуникацию хороший преподаватель всегда наладит.

2. Изучите аудиторию

Чтобы обучение было эффективным, изучите не только пол и возраст аудитории, но и поймите что мотивирует учеников, какие у них интересы и уровень подготовленности. Также стоит ответить на 3 ключевых вопроса — чего хотят слушатели, какой текущий уровень их навыков, чем слушатели отличаются от вас.

3. Определите цель обучения

Для того чтобы определить цель обучения, которая будет осуществима и иметь смысл, следует ответить на вопросы:

— Для чего это нужно знать слушателям?
 — Что плохого случится, если они не будут это знать?
 — Будут ли слушатели заниматься этим в реальной жизни?
 — Как определить, что у них это получилось?

Электронный курс разрабатывается с учетом того, насколько продвинутым должен быть уровень знаний и навыков у слушателей.

4. Сгруппируйте информацию для лучшего запоминания

Дирксен рекомендует использовать ассоциативный ряд, чтобы ученики лучше запоминали информацию. Самый известный пример таких ассоциаций — мнемонические фразы. Например, цвета радуги дети узнают по запоминалке «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Новый материал должен вызывать ассоциации с прошлым опытом пользователя, миром вокруг него или культурным багажом — тогда знания закрепятся.
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

5. Привлеките внимание

Обычно для того, чтобы заинтересовать учеников, вводят соревновательные моменты — например, рейтинг, где несколько лучших получают дополнительные награды. Золотые и серебряные медали в школе — яркий тому пример. Но фактически, это отвлекает от обучения и сосредотачивает на награде.

Чтобы привлечь внимание учеников, лучше опираться на яркие визуальные материалы — презентации, видеоролики, раздаточные материалы. Также внимание привлечет социальное взаимодействие — чтобы обучение не выглядело чередой однообразных лекций, а было скорее диалогом между преподавателем и учениками.

6. Создайте процесс обучения

Джули Дирксен рекомендует использовать модель CCAF:

C-ontext (контекст). Важно создать обстановку, в которой знания были бы нужны ученикам. Например, философия мало пригодится на занятиях по HTML-разработке.

C-hallenge (проблема). Занятия должны решать проблему, которая стоит перед пользователем. Если эти знания не помогают решить проблему, они не нужны.

A-ction (действие). В обучении обязательно должно быть отведено место практике — ученики должны попробовать применить навыки в действии.

F-eedback (обратная связь). По итогам практического обучения и тестов обязательно нужно дать обратную связь, которая поможет исправить ошибки учеников.

7. Не знакомьте с навыками, а развивайте их

Практика и обратная связь — вот база, на которой основывается развитие навыков. Мало давать теорию, в ходе занятий обязательно нужно дать попробовать ученикам воплотить ее на практике. Потом следует разобрать работу, проанализировать ошибки и дать советы, как не допустить их в будущем. Например, при работе на токарных станках после теории нужно допустить учеников к простейшим задачам, а затем проверить, все ли получилось. Для закрепления навыков лучше всего моделировать ситуацию, приближенную к рабочей среде.

8. Мотивируйте

При разработке обучающих материалов нужно помнить о двух мотивациях — к обучению и к действию. Мотивация к обучению должна быть проработана за счет предыдущих этапов — устранения проблем ученика, изучения аудитории и определения ее целей. Мотивация к действию — это поощрение ученика применять полученные навыки. Для этого можно демонстрировать успехи лидеров мнений или показывать легкость в применении новых идей.

9. Создайте среду

Можно устранить необходимость запоминания некоторой части информации слушателями, если грамотно встроить ее во внешнюю среду. Этим постоянно пользуются в школе, развешивая в кабинетах математики формулы.
Авторы саммари: Людмила Ильина, Алена Майорова, Илья Анакин
Поделиться