11 НОЯБРЯ 2021

Как e-learning помогает в адаптации персонала

От того, насколько успешно сотрудник пройдет адаптацию, зависит эффективность всей его последующей работы. Поэтому процесс «притирки» компании и работника должен быть управляемым — рассказываем, как в этом могут помочь электронные курсы.
4 разновидности экспертов

Около 30% сотрудников увольняются в первые три месяца

В период адаптации как работник, так и сама и компания приспосабливаются друг к другу. Новый сотрудник поэтапно включается в рабочий процесс, налаживает коммуникацию с коллегами, знакомится с корпоративными нормами и дресс-кодом.

В некоторых компаниях адаптация протекает стихийно — руководитель ограничивается вводным инструктажем, надеясь, что команда сама введет новичка в курс дела. Это приводит работника к выгоранию, либо и вовсе вынуждает начать поиск новой работы. По данным Jobvite, 29% сотрудников увольняются в течение первых трех месяцев из-за стресса, вызванного некачественными адаптационными программами. Причинами для тревоги часто становятся несущественные, по мнению работодателя, факторы, например непонимание негласных офисных правил.
Неочевидные затраты на увольнение

Даже очень быстрое увольнение «неподошедшего» сотрудника может обернуться для компании большими финансовыми потерями.

Также стоит учесть внутренние и внешние репутационные потери: текучка плохо сказывается на продуктивности команды и подрывает доверие партнеров и заказчиков. Если мы говорим о компании, средняя заработная плата в которой составляет около 150 тыс. руб., уход новичка на испытательном сроке может обойтись компании примерно в 1 млн руб.

Зачем применять e-learning в адаптации

Традиционный подход к адаптации подразумевает проведение вводных тренингов, раздачу информационных материалов и проведение экзамена после испытательного срока. Чтобы разгрузить руководителей и кадровиков, на основе имеющихся материалов можно создать электронный курс:

  • курс доступен в любое время из любой точки мира — это особенно удобно для компаний, которые временно или постоянно работают удаленно;
  • это выгоднее, чем приглашать тренера, особенно если речь идет о малом или среднем предприятии, которое не занимается массовым наймом;
  • есть возможность выбрать нестандартный формат — от видео и инфографики до чатботов или интерактивных квестов с применением AR/VR.

Однако, если в компании никогда не разрабатывали электронные курсы, начинать с адаптационного не стоит.
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Как подготовить контент для курса

Пример диалога с виртуальным сотрудником, который коротко и понятно отвечает на вопросы
Вне зависимости для сотрудников какого уровня вы разрабатываете курс, учитывайте несколько важных факторов.

1. Разбейте программу на онбординг и профессиональное обучение

Сперва расскажите, как устроен офис, к кому обратиться, если забыл пароль или пролил кофе на клавиатуру, объясните, куда можно пойти пообедать и где хранить личные вещи. Только потом рассказывайте о корпоративных ценностях и обучайте работе в Jira.

2. Прозрачно опишите систему мотивации и продвижения

Опишите сотруднику, от чего зависит его зарплата и как он может продвинуться по карьерной лестнице. Расскажите, за что могут наградить или сделать выговор, объясните, как рассчитать свой заработок. Объясните, что нужно делать каждый день и каждый месяц, чтобы у новичка появилось ощущение стабильности.

3. Уделите время особенностям коммуникации

Расскажите, как принято общаться внутри команды: на вы или на ты? Объясните принципы коммуникаций с клиентами, партнерами и руководством, дайте алгоритмы отработки возражений. Подробно опишите портрет целевой аудитории компании, сильные и слабые стороны вас и ваших конкурентов.

4. Обучайте на практике

Включите в адаптационный курс упражнения, позвольте новичку поработать с необходимой техникой — это эффективнее, чем изучать теорию.

5. Включите в программу наставничество

Один из самых эффективных способов чему-то научиться — повторять за другим. Поэтому, чтобы новичок быстрее перенял самые успешные техники общения и научился работать с оборудованием, прикрепите к нему наставника. Им может стать опытный сотрудник или сам руководитель.

6. Давайте обратную связь

Чтобы прохождение адаптационного курса было более продуктивным, найдите человека, который сможет дать новичку обратную связь и ответить на возможные вопросы по программе.

7. Не игнорируйте

Новичок не должен чувствовать себя лишним и сидеть без дела. Если реальных задач еще нет, прохождение адаптационного курса может стать своеобразным первым «проектом» сотрудника.
Не начинайте с адаптационного курса

Если в компании никогда не делали электронные курсы, начинать с адаптационного не стоит — его разработка сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поскольку такой курс рассказывает о компании в целом, в его создании будут заинтересованы сразу несколько подразделений. Это неизбежно вызовет проблемы с согласованием контента и затянет сроки разработки. Кроме того, может возникнуть соблазн рассказать новичку все сразу — тогда курс получится перегруженным и неэффективным.

Чтобы «обкатать» процесс и понять, как выстраивать коммуникацию с персоналом и всеми заинтересованными в создании курса, начните с узкопрофильных проектов, рассчитанных на прокачку конкретных навыков.

План разработки: чек-лист

Чтобы упростить процесс разработки курса, придерживайтесь нескольких правил:

1. Определите цель адаптационного курса
Она должна быть конкретной, измеримой, значимой для компании, ограниченной во времени и достижимой.

«Сделать, потому что у всех есть электронные курсы» — плохая цель. «Уменьшить количество увольнений стажеров в период испытательного срока на 35% в течение следующего отчетного периода» — хорошая. Конкретные и четко поставленные цели фокусируют внимание на проблемах, которые должен решить разрабатываемый курс.

На этом этапе важно понять, на чем вы хотите акцентировать внимание новичка — на рабочих обязанностях, корпоративных ценностях или долгосрочной мотивации к росту внутри компании.

2. Опишите целевую аудиторию
Новым сотрудником может быть менеджер среднего звена, оператор колл-центра или вовсе заместитель руководителя — адаптационные курсы для них будут отличаться не только описанием рабочих процессов, но и сложностью материала или глубиной проработки механик и дизайна

3. Назначьте ответственных
Определите, кто будет отвечать за подготовку материалов и согласование контента с разработчиками. Без четко выстроенной системы коммуникаций могут возникнуть конфликты или проект и вовсе станет на паузу.

Курс можно разработать своими силами. В этом случае могут возникнуть сложности с нехваткой необходимых навыков или ресурсов: на создание курса нужно время и умение работать с видео, иллюстрациями, текстами и специальным ПО. Проще делегировать создание курса экспертам и заказать его в профессиональной студии, у которой уже есть опыт работы с адаптационными программами.

LEVEL — компания-разработчик продуктов электронного обучения для крупных компаний. Наша цель — сделать обучение полезным и комфортным. Используйте возможности цифровых технологий, чтобы сократить затраты, повысить скорость и качество обучения.

Интересное по теме

Нужен проект?

Оставьте заявку или позвоните нам +7 (919) 724 71 70
Прикрепить бриф
Поделиться