29 января 2020

4 этапа структурирования исходных материалов, которые помогут выделить главное и установить логические взаимосвязи

Екатерина Решетникова
Старший педагогический дизайнер

Переработала гигабайты материалов
от экспертов
В первой части статьи о работе с материалами мы познакомились со структурированием и его принципами. Теперь давайте разберемся, из каких этапов состоит процесс структурирования.

Важная оговорка: не все материалы требуют последовательного прохождения указанных 4 этапов. В зависимости от проекта вы сможете пропустить некоторые из них или делать параллельно.

Этап № 1. Знакомство с материалом

На этом этапе педагогический дизайнер знакомится с содержанием материалов и начинает погружаться в тему курса.

Рассмотрим этапы структурирования на примере разработки интерактивной сказки про Колобка. Представим, что заказчик — центр по развитию детей «Улыбка». Воспитатели центра заметили, что дети не могут долго фокусироваться на самостоятельном чтении книг. Они быстро отвлекаются и начинают болтать друг с другом, так как привыкли к гаджетам и быстрой смене картинок.

Поэтому руководство центра решило перевести в интерактивный формат сказку про Колобка, чтобы вовлечь детей в обучение чтению с помощью интерактивных элементов и мини-игр. Сотрудники сделали первичную переработку сказки и предоставили нам исходный материал в формате презентации PowerPoint:
Если эксперт прислал аудио- или видеофайл, то его лучше расшифровать перед переработкой в материал для курса. Работа с расшифровкой отличается от работы с обычным текстом. Расшифровка — это «живой текст» на бумаге, она не учитывает эмоции и интонации. Из-за этого методологи иногда предпочитают работать с исходным файлом.

Этап № 2. Первичное структурирование

К этому моменту мы уже познакомились с содержанием и можем приступить к выделению ключевых мыслей.

Задачи этапа:

  • Глубже вникнуть в тему.
  • Облегчить визуальное восприятие текста.
  • Выделить основные мысли.
  • Где возможно, преобразовать материал в список.

На каждом этапе работы с исходными материалами методологи используют разные вспомогательные инструменты. Так, на этапе первичного структурирования можно использовать метод маркера или Корнелла, а также сформировать списки.

Метод маркера

Подразумевает использование маркера — настоящего или «компьютерного» (режим выделения цветом или жирным шрифтом). Маркером выделяются важные термины и смыслы.

Плюсы:


  • Наглядно текст проще воспринимать за счет выделения главных мыслей.
  • Позволяет отметить сложную терминологию, которую нужно запросить у эксперта.

Минус:
есть вероятность выделить лишнее и запутаться в пометках.
метод маркера
На первом слайде от клиента мы выделили две основные мысли — указания от Старика изготовить Колобка и схема изготовления. Далее мы уточним у эксперта, какие именно указания были даны

Метод Корнелла

Создатель метода — профессор Корнелльского университета Вальтер Паук. С помощью этого метода вы фиксируете главные смыслы текста в формате «заметок на полях». Это могут быть примечания в Word или PowerPoint, распечатки документов с пометками от руки, записи в блокнот или на стикеры.

Плюсы:

  • Можно помечать идеи для заданий, визуалов и т. п.
  • Можно фиксировать уточняющие вопросы к эксперту.

Минусы:

  • Если пометок слишком много, можно запутаться, что к чему относится.
  • Если записи делаются в отрыве от документа, есть вероятность их потерять или забыть, к какой части контента относится каждый комментарий.
метод Корнелла
Мы применили метод Корнелла через инструмент «Комментарии» в PowerPoint

Формирование списков

Структурированный текст воспринимается лучше, чем сплошной. Поэтому не боимся перерабатывать тексты в списки. Иногда исходный материал может прийти уже в подобном виде. Но не стоит полагаться на то, что в тексте не скрыта еще парочка перечней.

Как понять, что перед вами потенциальный список?


  • Если начинают встречаться вводные «во-первых,..», «во-вторых,..» и т.п.
  • Если описывается процесс / алгоритм / последовательность действий.
  • Если описывается хронология без указания дат.

Плюс: значительно упрощает визуальное восприятие информации.

Минус: нужно быть внимательным, чтобы не добавить в список лишнего.

Мы выделили список персонажей, с которыми встретился Колобок. Также стихотворение Колобка приняло более читаемый вид, так как каждый стих перенесен на отдельную строку:

Этап № 3. Группировка

У нас есть выделенные мысли и опорные слова, мы сформировали списки, где это было возможно — теперь приступаем к третьему этапу.

Задачи этапа:

  • Сгруппировать информацию по темам, хронологии, последовательности процесса и т.п.
  • Обозначить разделы, главы и подглавы (количество уровней зависит от темы, объема и задач курса).
  • Озаглавить все выделенные уровни.

Методы этого этапа связаны между собой. В зависимости от материала вы можете применять их все разом или последовательно.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Группировка

Первый шаг ведет к тому, что информация по определенной теме будет собрана в одном месте. Мы еще не выстраиваем иерархию, а только формируем смысловое облако.

Плюс: все данные по определенной теме в одном месте.

Минус: есть вероятность недобрать/перебрать.

Деление на блоки

После группировки можно приступить к выделению разделов курса. Скорее всего, выделенные вами ранее группы станут разделами будущего курса. Поэтому все, что вам остается, — это выделить в разделах главы и, при необходимости, подглавы.

Этот метод тесно связан со следующим — «Заголовки», поэтому плюсы и минусы вы увидите далее. Единственный минус именно этого инструмента — вероятность раздробить информацию на слишком мелкие блоки.
деление на блоки
Нам повезло: эксперт предоставил довольно структурированную информацию, где очевидно выделено 3 блока. Для еще большего облегчения дальнейшей работы с материалами обозначим группы с помощью инструмента «Разделы» в PowerPoint

Заголовки

Этот метод, как и списки, помогает еще лучше структурировать и впоследствии воспринимать информацию. Сначала даем заголовки большим группам, потом переходим к главам и подглавам.

Плюсы:

  • Воспринимать данные еще проще.
  • На этом этапе становится видна структура курса.

Минус: есть вероятность дать заголовок, который не будет верно передавать смысл.

Мы добавили заголовки частей, в которых Колобок встречается с персонажами. Теперь визуально в материале проще ориентироваться:
Структура прорисовывается. Также постепенно выясняется, какую дополнительную информацию необходимо запросить у эксперта. Следующий этап — проверка на важность и взаимосвязи.

Этап № 4. Конструирование

Дано: информация, поделенная на блоки, которые стоят в том порядке, как были изначально. Но есть ли между ними взаимосвязь?

Главная задача: понять связи и выстроить блоки в смысловом порядке.

Ментальные карты

Создатель — британский психолог Тони Бьюзен. Ментальные карты, или карты памяти, помогают установить причинно-следственные связи между разными блоками информации. Ментальные карты можно рисовать как от руки, так и в специальных программах и онлайн-сервисах. В центре листа располагается название или тема курса, затем вокруг начинают расти ветки с названиями смысловых групп.

Плюсы:


  • Наглядность связей между источниками материалов или блоков в большом массиве материалов.
    Полнота картины, вся структура курса помещается на 1 экран.
  • Подходит для сложных объемных курсов.

Минусы:

  • Построение карты может занять много времени, особенно если педагогический дизайнер перерабатывает большое количество источников материалов или очень объемный материал.
  • Есть вероятность запутаться во взаимосвязях, если карта будет слишком разветвленной.
пример ментальной карты
Так могла бы выглядеть ментальная карта к материалам про Колобка от эксперта. На карте блоки информации связаны по смыслу. Также обозначен блок, для которого нужно запросить дополнительную информацию от эксперта. Оригинал карты в Mindmeister
После установления взаимосвязей вы получите представление, что главное и что второстепенное. Уточните у клиента, как работать со второй группой. Это особенно актуально для небольших курсов, потому что заказчику нужно решить — добавляем тот или иной материал в курс и увеличиваем бюджет, либо просто убираем часть материала.
В заключительной части этой серии материалов представлю шесть рекомендаций, которые помогут заказчикам подготовить материал для провайдера.
Автор: ЕКАТЕРИНА РЕШЕТНИКОВА
Поделиться