20 января 2020

Исходные материалы от эксперта: как и почему педагогические дизайнеры структурируют информацию для разработки курса

Екатерина Решетникова
Старший педагогический дизайнер

Может структурировать любой материал
PDF, DOC, PPT, XLS, PNG, MP3, MPG4… Нет, я не решила перечислить все расширения файлов, которые знаю. В таких форматах педагогические дизайнеры LEVEL чаще всего получают материалы от заказчиков и начинают их перерабатывать для создания электронного курса. Расскажу, как это происходит.

Почему нужно перерабатывать материалы от экспертов

Не все материалы эксперт предоставляет в текстовом формате. Иногда в дополнении к тексту в PDF или Word могут быть, к примеру, аудиозаписи с брифов или видеозаписи очных тренингов.

Важен не только формат, но и количество файлов исходных материалов. Иногда эксперты предоставляют один файл. Например, презентацию PowerPoint с очного тренинга для его перевода в онлайн-формат.
Пример симуляции об экономике производства
Для разработки электронного курса о категорийном менеджменте клиент предоставил одну презентацию. Это облегчило нам задачу, но стоило удостовериться, что информация хорошо и последовательно изложена и не требует дополнений
Иногда эксперты присылают пачку файлов самых разных форматов.
Пример симуляции об экономике производства
Разнообразие форматов и большое количество файлов требует более вдумчивого подхода к изучению материала, чем просто чтение
Не существует оптимального формата или количества файлов, которые нужно предоставить провайдеру. Главное — чтобы исходный материал отвечал бизнес- и образовательным целям курса. О том, как заказчику обучающих продуктов грамотно собрать контент, читайте в нашей статье.

Сколько бы и в каком виде материалов не предоставил эксперт, педагогический дизайнер прежде всего займется их структурированием. Это не только облегчит дальнейшую разработку сценария, но и значительно повысит эффективность усвоения материала в курсе целевой аудиторией.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Что такое структурирование материала и зачем это нужно

Эксперты предоставляют материалы разной степени проработки. Иногда они отредактированы настолько детально, что прописанная структура перекладывается на электронный курс без изменений. Бывает, что она очевидна только для эксперта. Чаще всего это случается с материалами очного тренинга: они рассчитаны на устный рассказ, когда можно переходить от слайда к слайду в любом порядке. А бывает, что материалов настолько много, что без структурирования к ним не подступиться.
Структурирование — организация информации, в результате которой части материала объединяются по смыслу в группы.

Во время выстраивания структуры материала методолог учитывает цели курса, специфику изучаемой темы и осведомленность целевой аудитории об этой теме.

Цель структурирования — установить группы, из которых состоит исходный материал, и взаимосвязи между группами. Исходя из цели мы выделяем 2 принципа структурирования:

Первый принцип — дробление. Информация должна разбиваться на группы согласно критерию, значимому для курса.
Пример симуляции об экономике производства
Это презентация, которую использовали педагогические дизайнеры для разработки курса об основах работы в химических лабораториях для лаборантов и инженеров-химиков. Критерий дробления информации — предметы, правила работы, которые должны знать лаборанты
Второй принцип — конструирование. Выделенные группы должны выстраиваться в таком порядке, чтобы между ними установилась логическая взаимосвязь. Группы можно выстроить в порядке важности, сложности, хронологии, алгоритма выполнение какого-либо процесса, по принципу «от общего к частному» и т. п.
Пример симуляции об экономике производства
Так выглядит структура курса о подборе персонала, оформленная в виде матрицы. Здесь порядок групп соответствует шагам процесса подбора персонала
Иногда группы могут быть равнозначными и в таком случае порядок изучения групп определяет сам пользователь. Это значит, что в курсе заложена открытая навигация.
Пример симуляции об экономике производства
В курсе для лаборантов химической лаборатории выделенные группы равнозначны и немного важнее общие правила работы в лаборатории. Поэтому педагогический дизайнер предлагает сначала изучить правила, а остальные группы — в свободном порядке
Структурирование можно считать успешным, если каждая группа контента помогает достичь бизнес- и образовательных целей. Но как его проводить? В следующей части статьи расскажем о 4 этапах структурирования материалов, которые выделяет наша команда методологов.
Поделиться