Как научить торговых менеджеров управлять ассортиментом в товарных группах
Danone — один из крупнейших производителей свежих молочных и других продуктов в России.
В компании действует система управления ассортиментом с помощью категорийного менеджмента. Она заключается в том, что всю продукцию торгового предприятия разделяют на товарные группы или категории. Такой подход позволяет получать стабильный доход с каждого квадратного метра полки и снижать долю неликвидных товаров.
Распределение продуктов по категориям происходит с учетом потребительских предпочтений. Поэтому одна из самых важных задач категорийного менеджмента — анализ покупательского поведения.
Данный курс — часть большой программы по обучению менеджеров и специалистов департамента продаж.
У компании есть аудиторный тренинг, который проходят сотрудники из этой команды.
Категорийный менеджмент — одна из важных тем, которую нужно освоить при подготовке к тренингу. А чтобы ее упростить и закрыть большую часть запросов одним инструментом, в Danone решили создать отдельный курс.
Задача
Электронный курс дает общее представление о категорийном менеджменте, знакомит с практическими кейсами и готовит сотрудников к тренингу.
Аудитория курса — менеджеры и специалисты департамента продаж.
Курс помогает :
Изучить процесс совершения покупки и физический путь к ней.
Познакомиться с основными понятиями категорийного менеджмента и его преимуществами для производителя и ритейла.
Разобраться в шагах управления категорией.
Узнать, кто такой капитан категорий, какие роли он выполняет и чем полезен для производителя.
Формат
Мы выбрали формат интерактивного слайдового курса, в котором тексты, схемы и таблицы чередуются с видеоуроками и анимацией.
У пользователя есть рабочий инструмент — планшет. На нем он смотрит обучающие видео длительностью около двух минут
Интерактивные элементы и видеоуроки помогают:
Систематизировать большой объем информации и сделать ее наглядной.
Доступно объяснить сложные термины.
Сохранить интерес и внимание пользователя на протяжении всего обучения.
Сюжет и структура
Курс начинается с экскурса в историю торговли и постепенно усложняется. В нем встречаются схемы и таблицы, постоянно вводятся новые термины и аббревиатуры.
Слайд, на котором показано, как рассчитать количество единиц товара в ассортименте
Капитан Катман
Чтобы сотрудники лучше вникали в тему, не утомлялись и чувствовали эмоциональную поддержку, методолог проекта создал специального персонажа. Это капитан Катман, который сопровождает человека во время обучения. Он рассказывает весь учебный материал, знакомит с интерфейсом и проверяет знания.
Катерина Решетникова,
методолог
С создания проводника и его имени начала формироваться концепция курса. В категорийном менеджменте есть термин «капитан категории». Мы оттолкнулись от этого и решили, что герой будет капитаном корабля, которого зовут Катман — это сокращение от «категорийный менеджмент». Идея делать курс на морскую тематику появилась именно из-за профессии персонажа.
Катман общается с пользователями очень доброжелательно и подбадривает их
Действие разворачивается на корабле, но обстановка периодически меняется. Иногда Катман стоит на палубе и рассказывает теоретический материал, а когда наступает время упражнений — место действия меняется, и пользователь переходит в рубку, где оборудован учебный класс с доской.
Навигация по курсу стилизована под морскую карту
Курс состоит из 4 модулей. В любой момент участник может взять паузу, а потом вернуться и продолжить с того места, где остановился.
Дизайн
Создавался с нуля, без гайдов и наработок заказчика. Клиент хотел, чтобы в курсе попадались нестандартные решения, которые сочетаются с морской тематикой, поэтому в оформлении появились интересные детали.
Категории на слайде оформлены в виде ракушек
Мария Васильева,
менеджер проекта
Дизайнер придумал нестандартные элементы, например, чтобы закрыть элемент, вместо привычного пальца нужно кликнуть на кораблик. Есть переключатель в виде судна, плывущего по волнам, а в блиц-тестах вопросы пронумерованы не цифрами, а силуэтами чаек. Это не первый проект для Danone, поэтому мы уже знали вкус клиента и согласовать такие решения было несложно.
Катерина Соколовская,
дизайнер
Раньше мы работали с клиентом по брендбуку, но в этот раз стояла задача создать что-то свежее, не полагаясь на него. Опорой для новой концепции стал градиент. Он не сильно заметен на фоне и хорошо подходит для нашего персонажа: яркого, в меру лаконичного, со слегка искаженными пропорциями и с забавным добрым лицом. Также в этом курсе мы старались уйти от стандартных кнопок, которые смотрелись бы слишком скучно.
Бывают проекты, дизайн которых приходится собирать по кусочкам, но в этом случае с самого начала обошлось без множества проб. Такой целостности удалось добиться благодаря сторителлингу и проработанной методологии: морские мотивы появляются на протяжении всего курса, а когда есть четкая тематика, работать значительно легче.
Упражнения и тесты
В курсе нет итогового тестирования. Тема категорийного менеджмента слишком объемная, поэтому общий тест получился бы сложным. К тому же, впереди сотрудников ждет аудиторный тренинг, где предстоит еще раз закрепить знания о категорийном менеджменте и отработать их.
После каждого модуля предусмотрены промежуточные тесты. Их нужно решить, чтобы перейти на следующий уровень. При этом у пользователей всегда есть право на ошибку. Заказчик попросил сделать курс с открытой навигацией, то есть обучение можно продолжить, даже если дать неправильные ответы.
Всего для участников придумали 3 варианта проверки знаний: блиц-тесты, упражнения и кейсы.
Посреди модулей встречаются короткие тесты на 2−3 вопроса. Они помогают лучше усвоить одну небольшую тему внутри целого раздела.
Блиц-тесты — самый простой способ проверки знаний для этого курса
Упражнения
Для отработки более сложных тем, разработали упражнения без вариантов ответа. Многие из них посвящены этапам категорийного менеджмента и поведению покупателей. Например, в одном из заданий нужно пройти весь путь совершения покупки вместе с клиентом.
В этом задании нужно правильно построить путь, который проходит человек, прежде чем совершить покупку
Кейсы
Чтобы максимально погрузиться в тему и посмотреть, как работает категорийный менеджмент на практике, в курс включено несколько кейсов. В них смоделированы спорные рабочие ситуации, для решения которых участникам нужно самостоятельно принимать ответственные решения.
В кейсах отрабатывают аналитические навыки. В этом задании нужно изучить ситуацию на рынке снеков и решить, выгодно ли вводить в ассортимент полезные перекусы для детей
Кейсы построены в виде тестов с экспертными комментариями. Если пользователь выбирает неверный вариант, помощник Катман подробно объясняет, почему нужно поступить иначе.
Сотрудник получает знания и обратную связь, даже когда ошибается
Вадим Говоров,
разработчик
Курс получился длинным, поэтому мы постарались разнообразить его с помощью интересных и нестандартных испытаний. В этом заключалась основная сложность при верстке. Для создания интереса у пользователя нужно было составить простые и понятные в управлении упражнения.
Результат
Заказчику было важно найти такой подход, чтобы сотрудники хорошо усвоили весь массив информации и не заскучали в процессе. Совместными усилиями мы решили эту задачу: придумали подходящий формат и интересный дизайн.
Мария Васильева,
менеджер проекта
Курс «Категорийный менеджмент» — пример легкой, красивой и понятной подачи сложного материала. Нам удалось добиться такого результата благодаря удачному тандему специалистов из LEVEL и Danone. Клиент участвовал в разработке наравне со всеми и активно помогал. Именно поэтому мы быстро и без проблем согласовали все материалы.
Павел Кириленко,
старший менеджер по обучению в Danone
Курс интерактивный и простой в восприятии. Дизайн создает легенду и удерживает внимание. Понравилось, что тема подана доступно и в виде разделов. Это помогает закрепить в памяти инструменты категорийного менеджмента.
Основная команда проекта
Над курсом работали:
Мария Васильева — менеджер проекта Катерина Решетникова — методолог курса Екатерина Соколовская и Алена Бас — дизайнеры Вадим Говоров — разработчик Анна Плахотникова — корректор-тестировщик Павел Кириленко — эксперт заказчика
1. Любая информация, переданная Сторонами друг другу при пользовании ресурсами данного Сайта, является конфиденциальной информацией.
2. Пользователь дает разрешение Компании ООО "Лэвел" на сбор, обработку и хранение своих личных персональных данных, а также на рассылку текстовой и графической информации рекламного характера.
3. Стороны обязуются соблюдать данное соглашение, регламентирующее правоотношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима конфиденциальности в отношении личной информации Сторон, и не разглашать конфиденциальную информацию третьим лицам.
4. Компания ООО "Лэвел" собирает два вида информации о Пользователе:
1) персональную информацию, которую Пользователь сознательно раскрыл Компании ООО "Лэвел" в целях пользования ресурсами Сайта;
2) техническую информацию, автоматически собираемую программным обеспечением Сайта во время его посещения. Во время посещения Пользователем Сайта службе поддержки автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда входит IP-адрес компьютера Пользователя (или прокси-сервера, если он используется для выхода в интернет), имя интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Пользователь совершил переход на Сайт, страницах Сайта, которые посещает Пользователь, дате и времени этих посещений, файлах, которые Пользователь загружает. Эта информация анализируется программно в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между IP-адресом и персональной информацией Пользователя никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требуется законодательство страны, резидентом которой является Пользователь.
5. Компания ООО "Лэвел" очень серьезно относится к защите персональных данных Пользователя и никогда не предоставляет персональную информацию Пользователя кому бы то ни было, кроме случаев, когда этого прямо требует уполномоченный государственный орган (например, по письменному запросу суда). Вся персональная информация Пользователя используется для связи с ним, для исполнения сделки, заключенной между Пользователями Сайта с помощью ресурсов Сайта, для анализа посещаемости Сайта, для разработки предложений по его улучшению и развитию и может быть раскрыта иным третьим лицам только с его разрешения.
6. Компания ООО "Лэвел" осуществляет защиту персональной информации Пользователя, применяя общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.
7. На Сайте реализована технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Cookies — это небольшие по размеру файлы, сохраняемые на компьютере Пользователя посредством веб-браузера. На компьютере, используемом Пользователем для доступа на Сайт, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. Администрация Сайта не сохраняет персональные данные или пароли в файлах cookies. Пользователь вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив свой браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы, использующие данную технологию, могут оказаться недоступными.