31 мая 2021

Как провести бриф с клиентом, разобраться в задаче и не остаться крайним

Разбор ошибки начинающих педагогических дизайнеров

Людмила Ильина
Педагогический дизайнер

Проводит успешные брифы с заказчиком
Как педагогический дизайнер вы несете ответственность за то, будет ли электронный курс выполнять задачи и удовлетворять потребности пользователей. Ваш заказчик, как правило, прекрасно разбирается в контенте, но он не всегда является специалистом в электронном обучении. Если вы считаете, что идеи заказчика приведут к плачевному результату, постарайтесь аргументированно и в мягкой форме показать это клиенту. Только сначала уточните у заказчика, чем обусловлен его выбор. Часто бывает, что клиент и сам прекрасно понимает все недостатки данного решения, но ограниченность бюджета, портрет обучаемых, среда обучения задают определенные рамки.

Ошибка № 3. Мнение заказчика — закон. Педагогический дизайнер — всего лишь исполнитель заказа

Как избежать ошибки

Рассмотрим ситуацию, когда во время брифа вы совместно с заказчиком пытаетесь определить и сформулировать цель и задачи курса. Учебный курс, как известно, должен отвечать потребностям аудитории и решать бизнес-задачи компании. Если же выясняется, что по большому счету этот учебный курс не нужен или же обучение сотрудников будет более эффективно в другом формате, то правильней отказаться от проекта или же изменить формат на начальном этапе. Вот лишь несколько примеров того, когда во время брифа с заказчиком принимаются кардинальные решения.

Пример 1. Самым распространенным является случай, когда заказчик просит сделать курс на тему какой-то вузовской дисциплины, типа «‎Основы маркетинга» или «‎Основы делового общения», и предоставляет сложный теоретический материал с различными концепциями и классификациями. Курсы такого плана, безусловно, повышают эрудицию и расширяют кругозор сотрудников, но не способствуют решению конкретных проблем компании.

Если вы пойдете по пути наименьшего сопротивления и не захотите усложнять ни себе, ни заказчику работу, знайте: ваш курс не будет полезен. Ваша задача — максимально приблизить проблематику курса к практике. Постарайтесь выяснить у заказчика, с чем конкретно сталкиваются сотрудники, какие сложности у них возникают, как следует поступать в той или иной ситуации. Кейсы, живые диалоги, истории из жизни не только более полезны, но и лучше запоминаются.

Пример 2. Классический слайдовый курс не сможет полностью решить задачу бизнеса, когда требуется обучить сотрудников прикладным умениям и навыкам. Очевидно, что научиться печь, фрезеровать, водить машину и тому подобному без практических занятий с тренером невозможно. Слайдовые курсы в таких случаях выступают как одно из средств обучения. Стоит сразу проговорить этот момент с заказчиком, который должен предусмотреть дополнительно очный формат обучения, и определить, какая часть информации будет рассмотрена в курсе, а какую расскажет тренер.

Пример 3. Не стоит считать, что простые слайдовые курсы неэффективны. Напротив, многие задачи предпочтительнее решать именно с их помощью. Так, совсем недавно нашей команде удалось убедить заказчика заменить выбранный им формат «‎видеокурс» на «‎слайдовый». Речь шла об обучении подрядчиков компании работе с нормативными документами. В результате обучающиеся могут просматривать документы в комфортном для себя режиме, увеличивать их и скачивать при желании. Видеоформат для данного контента был бы крайне неудачен. На видео скорость визуализации информации определяется речью диктора, а новые сложные термины, длинные, труднопроизносимые названия тяжело воспринимаются на слух и нечитабельны при быстрой смене кадров.
Тщательно подготовьтесь к первому брифу с заказчиком: погрузитесь в материал и тему курса, подготовьте методологические вопросы, которые в первую очередь должны помочь определить проблему бизнеса и цель курса.
Если у вас возникли идеи, в чем-то противоречащие видению заказчика, подкрепите их конкретными примерами. Рекомендую тактику «‎от частностей к общему». Заявления, вроде «‎это неправильно», «‎так нельзя», у любого оппонента вызовут неприятие. На мой взгляд, целесообразнее начать с деталей и, получив одобрение заказчика по точечным вопросам, постепенно подвести к общим выводам, которые вы считаете правильными. Например, для того чтобы аргументировать наше предложение отказаться от видеокурса и перейти на слайдовый формат, мы брали конкретные документы и обсуждали возможности, как лучше их демонстрировать обучаемым.

Имейте в виду, отказ от проекта — крайняя мера, но иногда, к сожалению, она становится единственным верным решением для каждой из сторон. В таком случае ваша репутация как специалиста, а также имидж компании, которую вы представляете, не пострадают.
Алексей Козлов
Алексей Козлов, аккаунт-директор
Бывает, что из-за разногласий, которые трудно преодолеть, мы не можем продолжить работу над проектом. Так бывает и это нормально. Но в любом случае наша команда всегда стремится прийти к консенсусу, поэтому за 7 лет работы в сфере разработки обучающих продуктов я столкнулся только с 2 отказами.

Топ-3 книги по коммуникациям:

Автор: людмила ильина
Поделиться