24 февраля 2021

Электронные курсы: что это и для каких задач подходят, преимущества и ограничения формата

Алена Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна

Принимала участие в разработке более 100 электронных курсов
В прошлом году российский B2C-рынок онлайн-образования вырос на 60%. Во многом это связано с тем, что все больше компаний переходит на дистанционное обучение.

Поскольку спрос на электронные курсы для обучения персонала растет, мы решили рассказать о них подробнее. В этой статье рассмотрим электронные курсы: что это такое, в чем их плюсы и минусы по сравнению с очными, для каких задач подходят.

Электронный учебный курс — это образовательное электронное издание, предназначенное для самообучения.
Основными характеристиками электронного курса являются его тематическая завершенность, четкое структурирование учебного материала, наличие тестов и упражнений для проверки уровня усвоения материала. Курсы бывают слайдовые, в виде лонгридов и видеолекций.

Какие задачи можно решить с помощью электронных курсов

1. Отработка практических навыков и изучение какой-либо темы. Например, с помощью курсов можно научить проводить собеседования, выявлять риски и обеспечивать пожарную безопасность.

2. Адаптация новых сотрудников. Благодаря курсу, компании не нужно каждый раз проводить обучение — сотрудники могут знакомиться со структурой компании и принятыми правилами независимо друг от друга и в комфортном темпе.

3. Подготовка к очному обучению. В таком случае, для разработки курса нужно собрать и проанализировать теорию из очного курса, которую можно перенести в электронный формат. Это нужно, чтобы обучающиеся имели определенный уровень подготовки. Также в таких курсах может быть единая система вовлечения и геймификации — например, после прохождения курса человек получает данные о прохождении (в виде баллов или рекомендаций), с которым потом можно прийти на очный тренинг.

4. Отработка знаний, полученных на офлайн-тренинге. Такие курсы могут представлять собой практикум с множеством упражнений, тестов и тренажеров, которые помогают закрепить пройденный материал.

Преимущества электронных курсов

Электронный курс — это удобный формат обучения персонала. Рассказываем почему:

1. Помогает эффективно обучать сотрудников при переходе на дистанционный формат работы. Существующее офлайн-обучение практически всегда можно упаковать в электронный курс или даже бизнес-симуляцию.

2. Потенциально делает обучение персонала дешевле. Это работает, когда сотрудников нужно обучать постоянно. В этом случае курс разрабатывается один раз, потом его лишь обновляют при необходимости.

3. Упрощает масштабирование обучения персонала. Одновременно курс могут проходить сотни человек, в то время как при очном обучении количество человек ограничено.

4. Отвечает современным потребностям сотрудников. В электронных курсах информация подана дозированно, обучение не занимает много времени и проходит без отрыва от работы.

5. Дает возможность вернуться к материалам в любое время. Во время работы сотрудник может использовать курс как справочник. А если доступна мобильная версия, то к курсу можно обращаться когда угодно.

6. Привлекает и удерживает внимание пользователей. Для этого используют разные инструменты и механики — анимированные ролики, интерактивные упражнения, геймификацию, сторителлинг, персонажей. Все это помогает пользователю не уставать, поддерживает интерес и мотивирует пройти до конца.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Ограничения

1. Не все навыки можно отработать. Этот формат подойдет, когда для практики не нужны физические предметы (компьютер и телефон — не в счет) и присутствие другого специалиста.

Попрактиковаться получится, если нужно научить сотрудника пользоваться новой программой, работать с возражениями клиентов. Если стоит задача обучить кроить или ухаживать за растениями, то электронный курс только наглядно объяснит теорию. Практику придется организовать вживую — в ателье и теплице, дома.

2. Не все проходят обучение до конца. Глава Coursera Джефф Маджионкальда говорит о том, что если пользователь хочет развить карьеру, то показатели завершения курса в зависимости от его содержания могут быть от 30% до 60%. А наример курс по личностному развитию слушатели воспринимают как развлекательный, и поэтому статистика в три или четыре раза ниже.

Чтобы вовлечь в обучение, можно выпустить проморолик. Так, для PepsiCo наша команда сделала видео, в котором рассказано о пользе обучения и упущенных выгодах.
Также можно вовлечь в обучение с помощью геймификации и/или вознаграждения в виде реальных призов.

4. Не всегда у электронного курса есть сообщество и преподаватель. При прохождении электронного курса сотрудник не сможет задать вопросы или обсудить во время обучения спорные моменты.

Пример электронного курса

Чтобы лучше понимать, как все это работает, давайте посмотрим на электронный курс для проекта «Лифт в будущее» про оформление резюме и сопроводительное письмо. Курс разработан для школьников и студентов, которые только выходят на рынок труда и еще не знают, как на нем ориентироваться. Чтобы разобраться в теме, пользователю нужно изучить все три части курса. Только после этого курс считается пройденным.
Мы добавили в курсе много практических интерактивных заданий и игр. Задания несложные, но обязательные. Они помогают запомнить больше информации, при этом поддерживают мотивацию пройти курс до конца. Цель заданий — чтобы после завершения обучения пользователь без труда мог составить хорошее резюме.

Игра состоит из пяти заданий. В конце — короткое резюме с основной информацией, которую полезно запомнить.
Вводный курс
В этом задании пользователь изучает каждый блок резюме отдельно и проверяет, верно ли все составлено. Мы разбили задание на маленькие подзадачи, чтобы его было легче выполнить
Так пользователь проходит все три раздела курса. В конце — финальный тест, который помогает закрепить полученные знания и одновременно показывает, насколько хорошо человек усвоил материал.

Кратко о том, когда полезен электронный курс:

1. Важно, чтобы персонал освоил какие-либо навыки или погрузился в определенную тему.

2. Стоит задача обучать сотрудников, которые находятся в разных городах или которые только устроились на работу.

3. Нужно подготовить к очному обучению или отработать знания, которые получили после него.

4. Необходимо оптимизировать расходы на обучение в будущем.
Авторы: АЛЕНА МАЙОРОВА, лариса васина
Поделиться