30 января 2020

Очные или электронные курсы для корпоративного обучения: что лучше?

Наталья Бутырская
Менеджер проектов
Работает в LEVEL больше года. За это время под руководством Наташи было реализовано более 15 обучающих проектов.
Для начала немного статистики. Мировой рынок e-learning превысил оценку в $ 275 млрд, а к 2025 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $ 300 млрд.

По данным исследования Edumarket за 2017 год оборот онлайн-услуг в России для корпоративного сектора (корпоративный рынок традиционных LMS) в среднем составляет 3 млрд руб. в год.

Такой интерес к электронному обучению объясняется просто. Рынок труда меняется: внедряются IT-технологии, растут требования к персоналу, а сам персонал становится более мобильным. Поэтому появляются новые форматы обучения и подготовки специалистов.

Переход с очного обучения (тренингов, семинаров) на электронное позволяет крупным компаниям и корпорациям экономить бюджет и дает больше возможностей для обучения сотрудников.

В этой статье сравним очные корпоративные и электронные курсы и разберем, может ли e-learning полностью заменить очное обучение в компании.

Расходы на обучение

Чтобы организовать очный корпоративный тренинг или семинар, понадобятся помещение — свое или арендованное, тренер — от компании или приглашенный. Это минимум, если не брать в расчет раздаточные материалы, кофе-брейки, оплату командировок сотрудников для поездки на обучение в другой город. К тому же тренинг тоже нужно разрабатывать: продумать структуру и содержание, подачу с учетом уровня знаний аудитории, создать презентацию.

Итоговая стоимость организации тренинга в зависимости от этих параметров может сильно варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

Стоимость разового обучения сопоставима с разработкой электронного курса. Но если компания постоянно набирает новых сотрудников, расходы на тренинги будут регулярными. Поэтому в долговременной перспективе электронное обучение выгоднее — компания вкладывает деньги в создание курса разово.

Затраты времени сотрудников

Каждый сотрудник может сам решить, когда ему удобнее пройти курс — в течение рабочего дня или дома, если у компании есть такая возможность. Может быть, он приступит к обучению по пути на работу или в командировке. Отсутствие привязанности электронных курсов к месту и времени позволяет более гибко подойти к обучению в отличие от тренинга, который может идти целый день.

Охват аудитории

Очный тренинг ограничен количеством мест в конференц-зале.

Электронный курс может проходить любое количество пользователей одновременно с любых устройств — стационарного ПК, смартфонов или планшетов.

Место обучения

Чтобы провести очный тренинг, понадобится помещение — собственное или арендованное. Если компания федеральная или международная, а обучить нужно сотрудников во всех регионах, собрать всех одновременно в одном месте будет сложно.

Благодаря электронному обучению работодателю не придется искать конференц-зал или ждать, когда соберется группа. Сотрудникам не придется ехать в командировку, если обучение проводится в другом регионе. Курс могут проходить все сотрудники одновременно, независимо от их географического расположения.

Более того, вы можете обучить персонал с помощью мобильных курсов, адаптированных для смартфонов. Такие курсы хорошо подходят для сотрудников, у которых нет стационарного рабочего места. Они смогут учиться в любое время и в любом месте — в командировке, в метро, в пробках, по дороге на работу.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Измеримость результата / возможность быстро оценить эффективность

В системе дистанционного обучения (СДО или LMS) вы можете увидеть прогресс обучения ученика и узнать, как он прошел курс.

После очного обучения не всегда очевидно и понятно, как измерить результаты и сравнить их между собой.

Какие навыки развивает

С помощью очных курсов можно обучиться и теории, и практическим навыкам — так называемым soft и hard skills.

Классический электронный курс больше подходит для развития soft skills. Сложно научить человека водить машину или печь торты дистанционно, потому что здесь мало знать теорию — нужно попробовать самому сесть за руль или встать у плиты.

Однако отработать базовые навыки продаж или переговоров с помощью электронного курса можно. Помогут интерактивные элементы: диалоговые тренажеры, упражнения, тесты и ролики.

Обратная связь

Первоначально кажется, что по количеству и скорости обратной связи очное обучение на шаг впереди. Сидя в аудитории, слушатель может задать тренеру любой вопрос и получить мгновенный ответ.

Однако электронный курс тоже может быть построен таким образом, чтобы учащиеся получали обратную связь в процессе изучения материала.

Мгновенная обратная связь — одна из фишек электронного курса по подбору персонала, который мы создали для компании HEINEKEN:
Пример отчета об обучении в сервисе аналитики дистанционного обучения​
Сразу после выбора ответа появляются всплывающие подсказки с разбором правильного и неправильного вариантов
После каждого блока информации пользователю предлагается упражнение на ее усвоение. Выполнив упражнение, пользователь видит подробный разбор ответов. Если ответы правильные, появятся подсказки, почему это правильно. Если сотрудник ошибся, курс покажет, какой ответ верный и почему.

Адаптация новых сотрудников

Представьте, в компанию приходит новый сотрудник. Чтобы ввести новичка в курс дел, скорее всего, его прикрепят к более опытному сотруднику. Так или иначе, опытному специалисту придется потратить рабочее время на адаптацию нового коллеги. Очевидно, что эффективно выполнять собственные задачи при этом будет сложнее.

Если компания нанимает много людей одновременно, задача в разы усложняется. Чтобы уделить время каждому и ответить на все вопросы, специалистам компании понадобится еще больше времени.

В компаниях с тысячей сотрудников, скорее всего, будет отдел по обучению персонала. Но если у вас работает до 100 человек, создавать такой отдел может быть невыгодно.

В худшем случае новые сотрудники получат стопку инструкций и обучающих материалов и будут предоставлены сами себе. Это неэффективный сценарий.

Так, например, для компании PepsiCo мы создали вводный курс для новых сотрудников, который знакомит их с историей компании, ее ценностями и правилами. Это адаптационная игра-квест, в которой сотрудник путешествует по компании, выполняет интерактивные задания, общается с сотрудниками, смотрит информативные видеоролики и слайды. Огромное количество контента и локаций связано в один интересный сюжет:
Доступ к курсу есть у 23 тысяч сотрудников PepsiCo по всей России. Охватить такую аудиторию с помощью очных тренингов было бы гораздо сложнее.
Итак, электронное обучение может заменить очное, например, если вам нужно:

То есть электронные курсы особенно хороши для обучения базовым знаниям. Чтобы развить и закрепить эти знания, нужно больше практики. На тренингах и мастер-классах под руководством наставника участники могут отработать ситуации, приближенные к реальным: провести переговоры, продать товар.
Часто очное и электронное обучение комбинируют: сначала сотрудники изучают теорию с помощью курса, а затем проходят очный тренинг. Такое смешанное обучение, или blended learning, предполагает больше гибкости: тренер может построить программу, сочетая теорию и практику, а слушатели — осваивать материал как им удобно, в своем темпе.
А как вы относитесь к онлайн-обучению и тренингам? Как обучаете сотрудников?
Авторы: Наталья Бутырская, Наталья Турашова
Поделиться