План обучения
педагогического дизайнера

Одной из самых первых задач для нового методолога становится максимально быстрое его включение в процесс разработки курсов. Часто новые сотрудники впервые в своем профессиональном опыте сталкиваются с задачей написания сценария для электронных курсов. Конечно, им требуется помощь и поддержка.

Кто такой

Педагогический дизайнер — это специалист, который проектирует учебный опыт пользователя и разрабатывает наиболее эффективные, рациональные и комфортные способы онлайн-обучения. Он предлагает путь решения образовательной задачи и придумывает способы донесения информации до пользователя в ясной, доступной и занимательной форме.

педагогический

дизайнер в LEVEL

Задачи
Компетенции
Анализирует потребности целевой аудитории, ее компетенции и ожидаемые результаты обучения.
Выбирает средства и методы учебной работы. Проектирует сценарий электронного курса.
Формулирует цели и задачи обучения.
Разрабатывает методы оценки результатов и эффективности материалов.
Анализирует и структурирует материалы в соответствии с целями.
Владеет методиками формирования новых знаний, умений и убеждений у учащихся.
Умеет работать с информацией: анализировать, структурировать, выстраивать логику. Может грамотно излагать мысли, владеет базовыми навыками редактирования текста.
Учитывает принципы когнитивной нагрузки при проектировании обучения для разных групп людей.
Знает современные технологии: e-learning, компьютерные и мобильные игры, устройство сайтов, мобильные приложения, чат-боты и VR. Умеет с ними работать.
Владеет креативными методиками: сторителлингом, основами сценарного мастерства и режиссуры.
Знает основы UX-дизайна.

Развитие

педагогического дизайнера в LEVEL
Педагогический дизайнер
Разрабатывает простые слайдовые курсы. Одновременно ведет до 3 проектов, в общих процессах отдела выполняет роль участника.
Старший педагогический дизайнер
Разрабатывает сложные курсы с геймификацией. Одновременно ведет до 5 проектов. Осмысляет и оформляет методический опыт компании, пишет статьи для блога LEVEL. Проверяет работы других методологов.
Ведущий педагогический дизайнер
Разрабатывает образовательные продукты различных форматов и уровней сложности. Стандартизирует требования компании к качеству разрабатываемых сценариев курсов. Инициирует оформление методического опыта, предлагает решения по оптимизации процессов, регулярно пишет статьи для блога LEVEL.
педагогического
дизайнера в LEVEL

Модель обучения 70:20:10

Применяем для обучения и развития всех сотрудников в компании LEVEL. Ценность модели в том, что она расширяет концепцию обучения, перенося его из учебной аудитории и формализованных курсов на рабочее место и в социальные сферы.
Эмпирическое обучение
Обучение в процессе работы над реальными проектами в сопровождении наставника. Разнообразие задач и конструктивная обратная связь позволяют очень быстро набить руку.
Социальное обучение
Обучение при общении с руководителем и коллегами на регулярных мероприятиях, направленных на осмысление и анализ полученного опыта и моделирование будущей практики.
Формальное обучение
Самостоятельное обучение: участие в тренингах и семинарах (LEVEL оплачивает часть стоимости), изучение курсов, книг, блогов, форумов и других источников информации.
70%
20%
10%

Регулярные мероприятия

Еженедельно
Индивидуальный статус с руководителем отдела
Статус по текущим проектам.
Обозначение сложностей, проблем.
Совместный поиск решений.
Работа по индивидуальному плану развития.
Раз в две недели
Метаинсайты при участии всех педагогических дизайнеров компании
Инсайты: открытия при работе над проектом, новые инструменты, интересные подходы.
Предложения по повышению эффективности работы методолога.
Актуальные темы для совместного обучения.
Анализ готовых курсов.
По завершении каждого проекта
Ретроспектива завершенного проекта
Анализ завершенного проекта совместно с командой.
При закрытии пяти проектов
Рассказы о проектах
Презентация готовых проектов для всех сотрудников компании.

Задания и материалы для изучения

С каким бы бэкграундом к нам не пришел специалист, он проходит обязательные этапы обучения в сопровождении наставника. Каждый этап посвящен конкретной теме, включает в себя список материалов для изучения и ряд заданий, выполнение которых сопровождается и контролируется наставником.
Знакомство с электронными курсами
Чтобы сориентироваться среди многообразия типов и форматов, новые сотрудники проходят курсы, разработанные LEVEL. Их задача — зафиксировать отличительные особенности каждого курса, отметить сильные стороны и предложить улучшения.
Разработка структуры курсов
Одним из первых шагов в создании курса является разработка его структуры или матрицы на основе исходного контента. Структура должна включать в себя описание каждого блока будущего курса, форматов реализации и перечня проверочных и контрольных процедур.
Изучить
Работа с разными типами исходных материалов
Сделать
Самостоятельно разработать матрицу курса.
Проанализировать матрицу курса, разработанную коллегой, дать обратную связь при участии наставника.
Создание сценария курса
Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в большинстве случаев в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает профессионального дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.
Изучить
Сделать
Определить тип структуры сценария в текущем проекте.
Оценить грамотность подсчета слайдов в текущем проекте.
Сохранить для применения в работе стандарты, шаблон и чек-лист.
Проанализировать сценарий коллеги и дать обратную связь при участии наставника.
Разработка практических упражнений
Упражнения и практические задания — необходимые элементы в курсе, с их помощью можно не только проверять уровень усвоения материала, но и вовлекать пользователя в курс и передавать новую информацию. Знание основных механик практических упражнений поможет создавать грамотные задания в курсах.
Изучить
Упражнения на определение верной последовательности
Сделать
Разработать по материалам текущего проекта:
Упражнения на сопоставление
Проанализировать матрицу курса, разработанную коллегой, дать обратную связь при участии наставника.
упражнение на определение верной последовательности,
упражнение на сопоставление,
блиц-опрос,
тестирование.
Полезные книги для развития педагогического дизайнера
Джули Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
Мартин Сайкс «От слайдов к историям. Методика создания убеждающих слайдов»
Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению»
Дэн Роэм «Визуальное мышление. Как продавать свои идеи с помощью визуальных образов»
Майкл Аллен «E-learning. Как сделать электронное обучение понятным»
Описание туториалов и хелперов
Чтобы помочь пользователю быстро понять, как взаимодействовать с курсом и что от него требуется в конкретный момент, мы используем туториалы и хелперы. Важно уметь создавать их грамотно, предусматривая любые возможные трудности в прохождении обучения.
Изучить
Сделать
Основываясь на пройденных курсах и своем пользовательском опыте, сформулировать 7 принципов написания туториала и хелперов.
Креативные практики
При разработке наших продуктов мы часто используем приемы сторителлинга и элементы геймификации. Использование таких практик поможет вам создавать курсы, вызывающие эмоциональный отклик пользователя и, как следствие, повысить его включенность в процесс обучения.
Изучить
Сделать
Выбрать 3 примера вовлекающих историй из пройденных курсов LEVEL.
Игровые элементы в электронном курсе
Написать сценарий ролика по текущему проекту или проанализировать уже написанный сценарий ролика (свой или коллеги), отметить сильные и слабые стороны сценария.
Выбрать 3 примера удачного использования игровых элементов из пройденных курсов LEVEL.
Основы педагогического дизайна
Понимание основ педагогического дизайна поможет вам осознанно выстраивать и проектировать учебный опыт пользователя.
Изучить
Работа с контентом
Умение структурировать информацию и писать качественные тексты — обязательные навыки педагогического дизайнера. Владение этими компетенциями поможет создать успешный курс.
Изучить
Прочитать книги
Нэнси Дуарте «Slidology»
Письменно ответить на вопрос: «Какие принципы, описанные в книге, могут быть применимы при разработке электронных курсов?»
Базовые правила командной работы
Наша работа строится в проектных командах, где у каждого из участников есть своя зона ответственности. Мы уделяем важное значение умению принимать задачу и брать на себя ответственность.
Изучить
Сделать
Найти в собственной работе минимум 3 кейса принятия задачи. Провести анализ эффективности принятия задач в приведенных ситуациях.
Управление временем
При работе над проектом менеджер «нарезает» задачи, но за грамотную организацию своего рабочего времени отвечает специалист. Понимание основ тайм-менеджмента и умение расставлять приоритеты помогают выполнять задачи качественно и в срок.
Изучить
Сделать
Выделить из описанных в книге удобные для себя принципы управления временем и начать применять их на практике.
Каждый день в течение трех недель записывать результаты своей работы, подводить итоги в конце недели самостоятельно и с наставником.
Базовые знания по дизайну
Сценарий — это прототип готового курса. Знание некоторых основ дизайна поможет создавать сценарии максимально близкими к тому, как они будут выглядеть в готовом виде.
Изучить
Сделать
Провести анализ дизайна сценария по текущему проекту. Сформулировать сильные стороны и точки роста.
Внешние коммуникации
Часто контент для курса не существует в готовом виде, и только на стороне заказчика можно получить экспертизу. Для этого педагогическому дизайнеру важно владеть такой компетенцией, как грамотная работа с экспертом.
Изучить
Сделать
Прописать шаги подготовки к встрече с экспертом.