24 мая 2021

Что такое матрица электронного курса и зачем она нужна

Алена Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна

Разработала и проверила
150+ матриц для курсов
Иногда мы встречаемся с непониманием, что такое матрица курса и зачем она нужна, поэтому нас часто просят сразу приступать к сценарию. Но на деле все не так просто. Во время работы над сценарием все равно придется сделать шаг назад, чтобы составить матрицу. Если представить курс как путешествие, то матрица — это карта, без которой можно заблудиться. В этой статье мы расскажем подробнее о матрице и объясним, какие подходы вредят будущему курсу.

Что такое матрица курса

Обычно это законченный документ в виде таблицы или ментальной карты, в котором описана структура будущего курса: какие материалы используются и в каком порядке идут. Разработка электронного курса начинается с матрицы.

Иногда матрицу представляют, как черновик будущего курса, но это не так. В отличие от черновика в матрице четко указано, какие задачи и как мы будем решать. В ней мы определяем содержимое курса: интерактивные или простые слайды, практика, персонажи, ссылки на внешние источники, документы на скачивание.

То есть в матрице есть не только разбивка контента по слайдам, но и обоснование, почему так. Если мы вставляем упражнение, то всегда указываем, для тренировки каких навыков оно понадобилось. Это помогает нам правильно разрабатывать упражнения, а клиенту — понимать, чему могут научиться участники курса.

Что можно узнать из матрицы

Матрица — гибкий инструмент, поскольку зависит от конкретного курса, но в ней есть обязательные элементы:

  • название курса,
  • цель и задачи,
  • целевая аудитория,
  • название слайдов или экранов,
  • краткое содержание слайда (иногда указываем формат — карусель, схема, упражнение, и пр.),
  • количество слайдов,
  • время на изучение курса,
  • источник контента,
  • комментарий педагогического дизайнера,
  • комментарий заказчика.
Эти параметры помогают и разработчику, и клиенту. Взять, к примеру, количество слайдов: его важно соблюдать, чтобы не выйти за рамки бюджета. А время на изучение курса говорит клиенту, попадает ли подрядчик в условия договора.

Если электронный курс со сторителлингом или персонажем, в матрице мы прописываем художественную линию. Это экономит силы и время, потому что мы описываем идеи без детальной проработки. Если идея не понравится клиенту, мы ее заменим и при этом потеряем меньше времени, чем если бы придумывали с нуля проработанную историю.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Какие задачи решает матрица

1. Дает первое представление клиенту о будущем курсе. Она передает структуру и логику будущего курса. Поскольку педагогический дизайнер погружен в тему курса не так глубоко, как эксперт, то он может выстроить материал не в том порядке. Кроме того, клиент лучше понимает, какие у его сотрудников слабые стороны, поэтому может подсказать, на отработку какого навыка стоит сделать упор. Во время согласования он подсказывает, как изменить логику, если требуется.

2. Помогает следить за бюджетом. Из матрицы видно, сколько в курсе слайдов, сколько времени нужно на изучение материала. За счет этого она работает как дополнительный инструмент, с помощью которого можно убедиться, что будущий курс соответствует условиям договора.

3. Показывает, насколько равномерно распределен материал. Чтобы участники не потеряли интерес и не устали, в любом курсе важно соблюсти баланс теории и практики. На этапе матрицы можно оценить, нет ли мест, где подряд идет однообразный материал, нет ли такого, что один раздел занимает 40 минут, а другой 5.

4. Проясняет непонятные места. При составлении матрицы начинается погружение в контент. И часто на этом этапе возникают вопросы, которые нужно прояснить у клиента: уточнить значение аббревиатуры, понять, насколько детально показать оборудование, запросить кейсы для иллюстрации.

5. Помогает не потерять материалы и наработки при передаче проекта. Матрица — это такая интерактивная площадка, где с материалом работают менеджер, методолог, клиент, его эксперт. Здесь команда специалистов общается, фиксирует вопросы и ответы, распределяет обязанности. Если кто-то из участников проекта уходит в отпуск, матрица становится опорным документом для специалиста, который приходит на смену. Из нее он быстро понимает, кто за что отвечает, какое содержание курса, откуда брать материалы.

Зачем нужна матрица, если есть сценарий

Порой кажется, что матрица — это необязательный этап, поэтому ее можно пропустить. Но на деле это не совсем так. Вот несколько причин, по которым лучше не вычеркивать этот этап разработки курса.

Матрицу все равно придется хотя бы частично делать во время написания сценария. Это работа по структурированию материала, без которой сценарий не сделать.

Такой сценарий уступает по качеству, потому что сценарист во время работы не видит общую картину курса. Из-за этого он может упустить какую-то часть материала или неравномерно расставить теорию и практику.

Марина Березкина, менеджер проектов
Матрица — это фундамент курса. На мой взгляд, благодаря разработке матрицы и клиент, и методолог видят картину сразу всего курса. Это позволяет подсветить возможные пробелы и улучшить курс еще на этапе его формирования.

Так например, один из наших клиентов считал, что матрица курса необязательна и согласовывать ее не нужно. Это нюанс усложнил процесс разработки и негативно повлиял на сроки и бюджет, а также настрой команды проекта.

Работать без матрицы — как идти в темный лес. Чтобы хоть немного подсветить себе путь, мы пошли путем составления «содержания». Но даже с таким подходом методологам было сложно работать — ведь не было четкой структуры и финального представления о курсе, что дала бы нам матрица.
Если сценарий не понравится, подрядчику понадобится много времени и сил на новый. Матрица же помогает согласовать будущий сюжет с меньшими затратами, потому что глубина ее проработки меньше.

Матрица показывает, какого материала не хватает. Когда собран не весь контент для курса, команда все равно может стартовать. Она анализирует полученные материалы, после чего выстраивает их в логическую цепочку. Из нее становится видно, какой материал еще требуется дособирать.
Курс по пожарной безопасности
Когда мы делали курс по пожарной безопасности, из матрицы стало видно, что материал сложный и неполный. Красным выделены вопросы, где нужны пояснения специалиста и дополнительные материалы

На что смотреть, когда подрядчик присылает матрицу на согласование:

Чтобы курс был интересен максимальному количеству человек и отвечал условиям договора, в матрице проверяют следующее:

  • насколько логично выстроен материал,
  • на тренировку каких навыков нацелены упражнения курса,
  • соответствует ли сюжетная линия и курс корпоративной культуре,
  • укладывается ли подрядчик в согласованный бюджет,
  • соответствует ли длительность курса договору.
Авторы: АЛЕНА МАЙОРОВА, лариса васина
Поделиться