16 мая 2019

Разработка электронного курса от А до Я: сценарий

Зачем нужен сценарий курса, как он создается и как правильно его проверять

Карина Ованесян
Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами
Алёна Майорова
Контролирует качество сценариев всех курсов компании, лично разрабатывает сценарии
Руководитель отдела педагогического дизайна
Менеджер проектов
Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.
Слайд из презентации курса о базовом менеджменте

Может показаться, что подготовка и согласование сценария — пустая трата времени и можно сразу на основе материалов начинать собирать курс с готовыми дизайном и интерактивом. Но на самом деле без сценария сделать качественный курс не получится. В этой статье мы:

  • Разберем, какое место занимает сценарий в e-learning.

  • Расскажем, как разрабатывается сценарий.

  • Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.

Зачем нужен сценарий курса

Главная задача сценария — разработка структуры курса и проектирование пользовательского опыта. Кроме того, сценарий преследует еще три цели:

  • Показывает заказчику, как будет выглядеть курс. Даже если заказчик не сталкивался с электронными курсами и e-learning в целом, сценарий поможет ему представить, как будет работать готовый продукт.
Слайд курса о программах по ипотечному кредитованию банка «ДельтаКредит»
  • Позволяет заметить и устранить ошибки до дизайна и разработки. Если утверждать голый неструктурированный текст, легко пропустить ошибки и логические несостыковки. Сценарий помогает наглядно оценить логику будущего курса и исправить недочеты с меньшими финансовыми и временными издержками на той стадии, когда еще не начались сложные работы по дизайну и проектированию.
Комментарии дизайнеру и разработчику мобильного курса для сети магазинов «Перекресток»
  • Служит техническим заданием для дизайнеров и разработчиков. В презентации кроме текста электронного курса также находятся: примеры и описание иллюстраций для дизайнеров, указания по логике дизайна страниц, задачи по созданию определенных механик и работе анимации.
Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика. Слайд из курса о правилах обращения с инсайдерской информацией и инсайдерах-нарушителях для Сбербанка
Подготовка и согласование сценария требуют много времени и внимания, но в итоге задают темп всему проекту. Они помогают определить дальнейшие сроки и не растягивать их, а также не тратить в будущем ресурсы на дополнительные согласования и переработки.

Кто работает над сценарием

Со стороны провайдера над интерактивным курсом работают:

  • Педагогический дизайнер — основной автор сценария, специалист в e-learning. Он создает концепцию и определяет стиль подачи, продумывает элементы сторителлинга, разрабатывает структуру и формирует логику повествования, выбирает методический подход.

  • Менеджер проекта — связующее звено между заказчиком и педагогическим дизайнером. Руководит производством курса, занимается организацией и контролем качества, организует коммуникацию в команде и общение с клиентом. Держит в фокусе потребности клиента и следит, чтобы затраты не выходили за рамки запланированных. Обеспечивает наличие ресурсов для разработки: времени и нужных материалов.

  • Старший педагогический дизайнер — первым проверяет сценарий после его создания.

  • Корректор — исправляет опечатки и грамматические ошибки.

  • Дизайнер — подключается на этапе сценария, если возникают вопросы по дальнейшей реализации, а также для создания визуальной концепции, стиля курса.

В разработке сценария электронного курса со стороны заказчика участвуют:

  • Менеджер проекта — отвечает за наличие необходимых материалов, обеспечивает связь с экспертом и получение от него информации. Контролирует, чтобы все согласования проходили в срок. Именно через него идет общение провайдера с заказчиком и экспертами.

  • Эксперт — собирает и передает материалы, проверяет факты и логику сценария.

  • Согласующее лицо (заказчик) — следит, чтобы курс соответствовал поставленным бизнес-задачам. Только после его утверждения сценарий уходит в разработку.
Стоит добавить, что иногда менеджер и заказчик — это одно лицо. Или менеджер может выступать в качестве эксперта. Если курс охватывает множество специализаций, то экспертов может быть двое и более. К примеру, курс Дельтакредит: один большой курс состоял из 20 курсов, и, разумеется, специалист по андеррайтингу и по заключению сделок — это разные люди.
Карина Ованесян
Менеджер проектов
Важно, чтобы эксперт не просто передал материалы, а был на связи на протяжении всей разработки сценария. LEVEL — специалисты в электронном обучении, но не эксперты в производстве напитков, ювелирных украшений или выплавке металлов. Поэтому даже если эксперт заказчика передал хорошо подготовленный материал, педагогическому дизайнеру все равно могут понадобиться уточнения и разъяснения узкоспециализированных моментов.

Бывает, что эксперт передал не весь нужный материал — что-то забыл или посчитал слишком очевидным. Это становится заметно только при структурировании информации на этапе написания сценария, поэтому в любой момент педагогическому дизайнеру могут понадобиться новые материалы. Задача менеджера со стороны заказчика — не только предоставить материалы от эксперта, но и предоставлять информацию в случае необходимости. А после написания сценария ー все проверить и согласовать.
В проектировании курсов мы стараемся удержать баланс между «трудно» и «интересно». Если курс будет слишком интересным и увлекательным, но не вызовет трудностей, пользователь не получит должного учебного опыта, а просто весело проведет время. Если же курс будет слишком трудным и неинтересным, то пользователь, скорее всего, бросит занятия и тоже ничему не научится.
Алёна Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна

Что нужно подготовить для написания сценария электронного курса

Чтобы педагогический дизайнер начал писать сценарий, менеджеру со стороны клиента нужно:

  • Четко сформулировать цель и задачи обучения и озвучить их до начала работ.

  • Предварительно собрать под эту задачу материалы — теорию и практические ситуации для упражнений. Подробнее о сборе материала мы писали в отдельной статье.

  • Если есть особенные требования к стилистике повествования или визуальной составляющей, к интерактиву ー рассказать о них. К примеру, обозначить, что в компании принят формальный язык общения, обращаются на «вы», или все наоборот, общаются демократично. Есть ли в компании дресс-код, какой уровень компьютерной грамотности у целевой аудитории, насколько уместен юмор и уместен ли.

Чем качественнее будут материалы, тем более быстро и гладко пойдет разработка электронного курса.
Чтобы получить бриф, скачайте его по ссылке ниже:

Как разрабатывается сценарий интерактивного курса

До разработки сценария проводится подготовительный этап — менеджер проводит с клиентом ознакомительную встречу, задает вопросы по брифу, выявляет ожидания и основные требования к интерактивному курсу. А также помогает клиенту понять, что такое e-learning и как будет выглядеть наша совместная работа. Потом заказчик собирает недостающие материалы, озвучивает пожелания по оформлению и стилистике, и начинается стремительный запуск проекта: работа над сценарием. Ниже мы рассмотрим его этапы.
1. Изучение. Педагогический дизайнер внимательно изучает предоставленный заказчиком контент, вникает в информацию, все изучает и структурирует. На этом этапе могут потребоваться уточнения от эксперта, чтобы восполнить пробелы в материале.

2. Разработка матрицы.
В документе Excel составляется таблица со структурой курса. В матрице весь контент поделен на блоки, прописана логика курса, основные упражнения и интерактивы: слайды, ролики, тренажеры, демонстрации и т. п. Если в интерактивном курсе будут использованы персонажи и сторителлинг, они также прописываются в матрице.

Еще на этапе матрицы:

  • Проверяется соотношение теории и практики для соблюдения баланса.

  • Учитывается динамика курса, чтобы чередовались действия с разным уровнем активности и вовлеченности пользователя.

  • Продумываются элементы геймификации, если их нужно будет добавить в курс.

Здесь же педагогический дизайнер с менеджером оптимизируют материал под запланированное заказчиком время курса и выделенный бюджет. Матрицу проверяет старший педагогический дизайнер на соответствие стандартам e-learning.

3. Согласование матрицы.
Таблица со структурой отправляется менеджеру со стороны клиента, чтобы он согласовал ее у эксперта и заказчика. Эксперт подтверждает, что материал выстроен правильно, все необходимые темы учтены и присутствуют в необходимом объеме, а упражнения отрабатывают нужные навыки. Матрица правится до двух раз, пока не примет финальный вид.

4. Разработка сценария электронного курса. По матрице педагогический дизайнер начинает писать курс с учетом стандартов e-learning — перерабатывать присланный заказчиком контент, разрабатывать упражнения, описывать иллюстрации и интерактив. Все это он делает, основываясь на принципах педагогического дизайна. Иногда на этом этапе к разработке подключают дизайнера и разработчика.

Педагогический дизайнер держит в фокусе внимания потребности будущего пользователя курса. Поэтому он грамотно планирует когнитивную нагрузку, учитывает пользовательский опыт, чтобы ученику было комфортно заниматься.
Разработка сценария — это один из самых творческих, интересных и объемных этапов в разработке курса. Здесь придумываются форматы подачи, метафоры, прорабатываются характеры персонажей и пр. Часто на этом этапе у нас могут быть мозговые штурмы среди педагогических дизайнеров, иногда с привлечением менеджера и других участников команды разработки.
Алёна Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна
5. Внутренняя проверка. Когда разработка сценария электронного курса завершена, старший педагогический дизайнер обеспечивает «взгляд со стороны» — проверяет, чтобы все было логично, согласовано и понятно, а курс выполнял поставленные учебные цели, вносит рекомендации по улучшению курса. Менеджер проекта смотрит и вычитывает сценарий на предмет качества повествования, сторителлинга, полноты технических заданий, а также на предмет того, чтобы курс соответствовал целям и стандартам клиента. После этого корректор вычитывает сценарий, исправляет опечатки и нормализует грамматику, проверяет структуру, вносит при необходимости рекомендации по улучшению смыслового контента. После отработки комментариев коллег методологом и проверки качества последней версии менеджером и корректором сценарий считается готовым со стороны LEVEL.

6. Утверждение у заказчика. Сценарий высылается менеджеру со стороны клиента, при необходимости вносятся последние правки. После утверждения сценарий уходит последовательно к дизайнерам и разработчикам для окончательного превращения в интерактивный курс. Эксперт от заказчика еще привлекается, но только для утверждения сложных технических иллюстраций.
Если электронный курс очень большой и сложный, последовательность этапов разработки нарушается — сценарий создается и согласовывается по частям, согласованные части сразу уходят в разработку. Такой подход позволяет выпустить готовый курс быстрее: пока пишется сценарий ко второй части, первая уже готова — отрисована и сверстана. Это, как и любая срочность без потери в качестве, повышает стоимость разработки курса, поэтому подходит только для дорогих проектов.

С новыми клиентами, не знакомыми с e-learning, LEVEL практикует утверждение «пилотного эпизода» сценария. Мы разрабатываем часть сценария, например, небольшой тематический блок на десять слайдов, и отдаем клиенту на согласование. Так он понимает, как вообще выглядит сценарий и в каком формате будет итоговый интерактивный курс.
Если клиент постоянный и знаком с e-learning, а материала немного, сценарий электронного курса передается заказчику целиком. Менеджер со стороны клиента предоставляет все комментарии, а затем согласовывает.

Как оценить качество сценария

Большой опыт разработки электронных курсов позволил нам составить удобный чек-лист ключевых критериев для проверки сценария. Он поможет разобраться, на что нужно обратить внимание при проверке. Вы можете ознакомиться с его содержанием, скачав по ссылке:

Если заказчик и эксперт — это разные люди, заказчику все равно необходимо проверить сценарий. Если эксперт проверяет на каждом слайде именно теорию и практику, то менеджеру со стороны клиента и заказчику нужно посмотреть сценарий в целом и убедиться, что:

  • Сценарий сконструирован под потребности целевой аудитории.

  • Решается поставленная в самом начале бизнес-задача: сценарий учит тому, что нужно.

  • Формат обучения является подходящим — используются реалистичные персонажи и примеры, которые соответствует реальному положению дел.

  • Личность и характер персонажей будут близки и понятны учащимся.

  • Общая стилистика электронного курса соответствует имиджу компании.

Важно, чтобы все согласующие лица просмотрели сценарий внимательно и вовремя — только так получится уложиться в установленные сроки.

Чего лучше не делать при проверке сценария

LEVEL — эксперты в области e-learning. Мы разбираемся в том, что такое педагогический дизайн, как правильно подать информацию и адаптировать текст для учеников.
Всем участникам проекта необходимо прислушиваться к методическим решениям педагогического дизайнера. Нормально сомневаться, давать комментарии, задавать вопросы, если что-то непонятно. Всегда приветствуется, как конструктивная критика, так и комплименты. Чего не стоит делать, так это категорично настаивать на коррекции не по рациональным причинам, а по субъективным, потому что «это не нравится, мне так хочется». Так мы вместе сможем сделать качественный курс для пользователя.
Карина Ованесян
Менеджер проектов

При проверке на предмет качества заказчику нежелательно:

  • Пытаться изменить саму структуру подачи информации, если в сценарии не нарушена логика.

  • Предлагать решения, не помогающие облегчить обучение, например, отрисовку сложной интерактивной картинки или дополнительную геймификацию. Это может отвлечь от обучения.

  • Пытаться добавить в текст интерактивного курса очень сложную документацию. Ее можно предложить в качестве дополнительного материала, но внутри курса она может помешать.

  • Настаивать на дословном добавлении в курс какой-нибудь книги или серии лекций. Педагогический дизайнер специально перерабатывает информацию так, чтобы она была максимально понятной и доступной, и книжный формат для e-learning не подходит.

  • Просить обязательно добавлять в интерактивный курс уже готовые материалы — видеоролики, презентации, вебинары, если им там не место. Это часто нарушает логику повествования и отвлекает от основной задачи. Материалы нужно просто передать педагогическому дизайнеру — а он выберет, что именно включить в курс.

  • Намеренно усложнять текст, добавлять сложные термины и обороты. Или наоборот, требовать дословно воспроизводить тяжело читаемую документацию. Правила качественного электронного курса таковы, что интерактивный курс должен учитывать интересы пользователей и делать курс интересным и понятным.

Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям и рекомендациям заказчика, вносим в курс то, что действительно пойдет на пользу обучения. Если же замечания не улучшат курс — объясняем, почему не можем сделать так, аргументируя все с точки зрения принципов педагогического дизайна.

Сценарий — это основа интерактивного курса. Именно от совместной работы заказчика и провайдера на этом этапе зависит, решит ли разработка электронного курса поставленную изначально бизнес-задачу, будет ли курс интересен ученикам и полезен для вашей компании.
Как вы работаете с провайдером на этапе создания сценария? Расскажите в комментариях о своем опыте.
Авторы: Елена Шпрингер, КАРИНА ОВАНЕСЯН, Алена Майорова
Поделиться