10 ОКТЯБРЯ 2018

Разработка электронных курсов от А до Я

Этапы, сроки, согласования

Наталья Пиняжина
Старший менеджер проектов
Управляет e-learning проектами 7 лет.
Когда вы решили запустить онлайн-образование в компании и заказываете курс разработчику, важно понимать, что ждет вас в процессе подготовки. Из каких этапов складывается разработка электронных курсов? Как коммуницировать с подрядчиком? Сколько времени и сколько сил придется затратить?

В этой статье разбираем кейс, в котором заказчик приходит к разработчику, чтобы сделать электронный курс.

Входные данные

  • Заказчик знает, кому и зачем нужен курс: например, хочет объяснить персоналу магазина правила пожарной безопасности или научить продавцов общаться с клиентами, чтобы больше продавать.

  • У заказчика есть контент, который он хочет переложить в курс.

Так бывает не всегда: иногда готового контента нет. Тогда первый этап — предпроектное исследование, когда разработчик собирает материал сам. Это отдельный случай, про него рассказали в статье.

Предварительный этап: бриф, бюджеты, сроки

Итак, когда заказчик приходит в LEVEL, у него уже есть потребность, целевая аудитория и материал для курса. Пока он не знает, как выбрать формат и выстроить сценарий, как будет работать проверка знаний, какой будет дизайн, интерфейс и подача материала в целом. Все эти вопросы мы обсуждаем на первой встрече и проводим бриф — подробное интервью с заказчиком.
Бриф — основной инструмент постановки задачи. Он нужен, чтобы заказчик и разработчик сформировали одинаковое видение финального продукта и процесса его подготовки. Вот, что мы обсуждаем на установочной встрече:

  • какую потребность должен закрыть онлайн-курс;

  • какой цели компания хочет достигнуть с помощью курса;

  • как выглядит целевая аудитория;

  • какой контент для курса уже есть и в каком виде;

  • длительность курса;

  • уровень сложности материала;

  • как заказчик видит успешный исход обучения и что, наоборот, будет считаться провалом;

  • что заказчик считает эффективным/неэффективным в обучении;

  • рассматриваем референсы.
На этом этапе мы досконально выясняем потребности заказчика, помогаем сформировать видение конечного продукта, выбираем формат курса: например слайдовый курс или диалоговый тренажер. При этом ориентируемся на пожелания, бюджетные ограничения и сроки.

Только когда наше видение совпадает с видением заказчика, приступаем к просчету и делаем коммерческое предложение на один или несколько вариантов. Когда один из вариантов принят, это старт проекта. Подписываем документы и начинаем разрабатывать электронный курс.

В начале проекта мы обсуждаем с заказчиком график работы и механизм согласований. Если этого нет, создание курса растянется на неопределенное время. Как только курс стартовал, мы строим график, в котором указываем сроки выполнения каждого этапа работы и количество дней на согласование, и направляем его заказчику в виде диаграммы Ганта.
Пример диаграммы Ганта
На диаграмме изображена последовательность этапов, их связь и наглядно видно, что, если согласование задерживается, вся работа пострадает
Разработка классического курса делится на три этапа:

  • сценарий;
  • дизайн;
  • сборка
Рассмотрим каждый этап подробнее.

Сценарий

Первый этап — разработка сценария, то есть контентное наполнение курса.

Кто участвует:

  • методолог — педагогический дизайнер;

  • редактор — корректор;

  • эксперты со стороны заказчика.
На этом этапе прежде всего мы разрабатываем структуру курса с кратким описанием каждого блока, форматом реализации и перечнем проверочных и контрольных процедур.

После утверждения структуры курса мы готовим первый раздел и показываем заказчику, чтобы согласовать стилистику подачи и нагруженность слайдов контентом. Когда первый кусок согласован, дорабатываем сценарий полностью. Главные герои этого этапа — методолог со стороны подрядчика и эксперт из компании заказчика. Здесь заказчик принимает самое активное участие в разработке, потому что только он обладает экспертизой. Методолог выясняет, на чем сделать акцент в сценарии, а что можно упустить, где ключевые проблемы и какие ошибки сотрудников нужно отработать в первую очередь. Даже типовые курсы будут разными в разных компаниях: у всех своя специфика и только заказчик знает — какая. В конце методологу помогает редактор: проверяет стилистику и контент на орфографию и пунктуацию.

У заказчика есть две итерации на согласование: он проверяет, направляет нам список комментариев, мы их вносим и утверждаем. После этого работа по сценарию закончена и мы переходим к дизайну.
Пример структуры электронного курса
Пример структуры курса с комментариями заказчика
Две итерации на согласование — практика, которая доказала свою эффективность. Так мы не растягиваем сроки, а у заказчика есть четкая задача дать комментарий сразу по всем пунктам работы. Если не контролировать число итераций, проект растягивается и сроки получения результата отодвигаются.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Дизайн

На этом этапе разрабатываем визуальную часть курса: цвета, верстку, картинки, шрифты.

Кто участвует:

  • один дизайнер или целая команда — в зависимости от объема;

  • методолог — педагогический дизайнер

  • иногда эксперт или менеджер со стороны заказчика.
Итак, на входе у дизайнера разработанный сценарий и брендбук компании. Брендбук нужен, если заказчик хочет, чтобы курс получился в фирменном стиле организации. Если такого требования нет, то дизайнер использует пожелания заказчика, полученные с брифа.

Дизайнер делает стиль для разных типов слайдов, подбирает шрифты, цвета, рисует иллюстрации, макеты верстки. Стиль создается сразу с учетом тех устройств, на которых сотрудники будут проходить курс.

Дизайн согласуют с методологом — он проверяет, все ли идеи переданы верно. Несколько слайдов или все (зависит от сложности проекта) направляем заказчику, проходим два этапа согласования, получаем подтверждение и завершаем дизайн всего курса.
Макет дизайна электронного курса
Так выглядит макет дизайна

Сборка

На последнем этапе программист собирает курс, а дизайнер и методолог выступают в качестве супервайзеров, то есть следят, чтобы в конечном продукте все было корректно с точки зрения содержания, стилистики, функционала.

Кто участвует:

  • программист;

  • тестировщик;

  • методолог;

  • дизайнер.
Техзадание разработчика — это сценарий и макет дизайна. По ним он собирает курс, настраивает анимацию, а тестировщик проводит техническое тестирование: проверяет работу кнопок и правильное функционирование проверочных заданий. На этом этапе методолог и дизайнер смотрят, чтобы их работа была интегрирована в конечный продукт. Методолог проверяет, не исказились ли смыслы, как работает обратная связь. Дизайнер смотрит на стиль и верстку.

Если мы впервые работаем с заказчиком, сначала делаем прототип, а он смотрит, как этот кусочек курса интегрируется в его систему обучения. Тут же заказчик сам или с фокус-группой может протестировать продукт и что-то скорректировать — например навигацию или детали интерфейса. Если прототип подходит, мы дорабатываем курс и отправляем на согласование — опять в две итерации.

Как выглядит финальный продукт

Когда работа завершена, мы направляем заказчику ссылку на курс, размещенный на нашем сервере. Затем, если все нормально, отправляем финальный SCORM-пакет.

SCORM-пакет — это и есть сам курс, собранный по стандарту, который требует система дистанционного обучения (СДО) заказчика.

Наша задача на этом этапе  — убедиться, что курс успешно интегрирован в СДО компании. А если что-то не работает, то помочь.

Чтобы посмотреть финальные продукты, перейдите в наше портфолио.

Что по срокам?

В идеальном мире, если обе стороны делают все вовремя, на курс до 100 слайдов уйдет два с половиной месяца. Комфортный темп: две-три недели на один этап + неделя на согласование.

Получаем:

  • сценарий: 2 недели на разработку + 1 на согласование и доработку.

  • дизайн: 2 недели на разработку + 1 на согласование и доработку.

  • сборка и программирование: 3 недели на разработку + 1 на согласование и доработку.

Это комфортный срок, в который можно сделать работу без стресса и нервов. Но если курс нужен раньше, некоторые этапы можно «запараллелить»: например, начать разработку дизайна, когда готова только небольшая часть сценария. Тогда срок можно уменьшить до двух месяцев, но и от заказчика потребуется большая вовлеченность.
Разработка электронных курсов — трудоемкий и увлекательный процесс, а его успех базируется на трех основных составляющих: профессионализме подрядчика, вовлеченности экспертов со стороны заказчика и готовности всех участников соблюдать сроки проекта.
АВТОРЫ: Анна Козонина, Наталья Пиняжина

Поделиться