14 июня 2019

Разработка электронного курса от А до Я: дизайн

Как разрабатывается дизайн классических курсов и как правильно его проверять

Максим Петрунин
Контролирует качество дизайна всех курсов компании, лично разрабатывает дизайн
Мария Васильева
Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами
Менеджер проектов
Руководитель отдела дизайна
Дизайн электронного курса — это визуальное воплощение сценария. Это на 95% готовый курс, в котором не хватает только интерактива. Все слайды визуализированы и оформлены, но кнопки пока не работают. Интерактивные элементы прописаны в дизайне — прокомментировано, какие окна появляются при нажатии, как изменяются элементы, какая планируется анимация.

По дизайну можно представить, как курс будет выглядеть в конечном варианте. После того как завершена разработка дизайна электронного курса, его остается только собрать в выбранной системе разработки электронных курсов и запустить.

В этой статье мы:

  • Разберем, почему так важен хороший дизайн.

  • Расскажем об этапах разработки дизайна.

  • Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.

Почему важен хороший дизайн электронного курса

Может показаться, что дизайн курса не важен — главное, передать информацию, а ее подача и оформление могут быть любыми. Но опыт компании LEVEL во внедрении e-learning показывает, что качественный дизайн — залог того, что будут достигнуты цели обучения.

Дизайн решает сразу несколько задач:

1. Правильно расставляет акценты. Пользователю понятно, какая информация самая главная, на что обращать внимание в первую очередь, на какие элементы кликать.

2. Повышает интерес.
Просматривать красивые слайды и наблюдать за живо отрисованными персонажами интереснее, чем читать простой текст.

3. Делает обучение комфортнее
. Обучаться удобнее, если в глаза не бросаются несочетаемые цвета или смесь разных шрифтов на одном слайде.

4. Увеличивает лояльность к компании.
Пользователю приятно, что компания для его обучения не просто выдала тонны брошюр или собрала невзрачную и плохо читаемую презентацию, а предоставила красивый электронный курс.

Без хорошего дизайна электронный курс будет похож на типичные школьные или университетские презентации — скучные, незапоминающиеся и зачастую бесполезные.

Кто занимается разработкой дизайна курса

Со стороны провайдера над дизайном курса работают:

  • Дизайнер, специализирующийся на электронном обучении — основное действующее лицо. Разрабатывает концепцию дизайна, занимается отрисовкой слайдов, персонажей, интерактивных элементов. Дизайнеров может быть несколько, например, в первой части курсов для банка «Санкт-Петербург» был один дизайнер, а в мобильном курсе для Перекрестка — три. Несколько дизайнеров привлекаются, если проект большой или была задержка — пока согласовывали концепцию прежний дизайнер уже приступил к другой задаче, и разработку дизайна назначили новому.

  • Менеджер проекта— руководит разработкой курса, организует коммуникацию в команде, контролирует качество. Следит, чтобы для разработки хватало времени и материалов, а затраты не выходили за рамки запланированных. Принимает во внимание потребности клиента.

  • Старший дизайнер/арт-директор — первым проверяет дизайн, помогает менее опытным дизайнерам, дает советы.

  • Корректор — исправляет ошибки, опечатки и неточности. Проверяет, чтобы интерактивные элементы были прописаны правильно.

  • Педагогический дизайнер — смотрит, чтобы дизайнерские решения соответствовали педагогическому замыслу и усилили положительный эффект от обучения. Следит за отрисовкой игровых элементов.

В разработке электронного дистанционного курса со стороны заказчика участвуют:

  • Менеджер проекта — обеспечивает связь с заказчиком и экспертом, отвечает за сроки согласований, отвечает за наличие нужных материалов.

  • Согласующее лицо (заказчик) — утверждает концепцию и дизайн, следит, чтобы курс соответствовал бизнес-задачам.

  • Эксперт (им может быть сам заказчик или менеджер) — привлекается, чтобы проверить сложные технические иллюстрации или другие тонкости. Например, он может посмотреть иллюстрацию рабочего завода и сказать, что ему нужно нарисовать сотрудников в униформе, потому что по цеху ходят именно в ней.
У заказчика может быть соблазн привлечь к разработке своего дизайнера, чтобы он оценивал качество дизайна и проверял соответствие корпоративному брендбуку. Но так лучше не делать — это увеличивает число лиц, принимающих решение, и растягивает срок разработки и утверждения дизайна. Кроме того, дизайнер со стороны заказчика обычно не погружен в специфику электронного обучения, а то, что хорошо для сайтов или корпоративных буклетов, не всегда хорошо для электронного курса.
Максим Петрунин
Руководитель отдела дизайна

Что нужно, чтобы начать разработку дизайна курса

Дизайн курса отрисовывается на основе сценария — презентации со всеми слайдами курса, текстом, упражнениями и описаниями к иллюстрациям. К работе над дизайном специалисты LEVEL приступают только после утверждения сценария — вносить изменения в текст после отрисовки дизайна будет слишком сложно и дорого.

Чтобы дизайн курса соответствовал корпоративному стилю, дизайнеру понадобится брендбук компании — из него будет взята цветовая гамма, шрифты и другие элементы. Кроме того, полезны будут любые исходники от дизайнеров заказчика: логотипы, буклеты, шаблоны постов для соцсетей. Все это поможет ускорить разработку дизайна и точнее попасть в общий стиль бренда.
Как правило, из брендбука мы берем цветовую палитру и шрифты. Если у заказчика хороший и полный брендбук, то можно найти интересные решения верстки, применения элементов фирменного стиля, но не больше.
Екатерина Врагова
Дизайнер
Фрагмент брендбука клиента, в котором рассказано об использовании фирменных цветов
Также дизайнеру нужны пожелания заказчика — их собирает менеджер во время брифинга, на подготовительном этапе разработки электронного курса. Вопросы можно скачать и посмотреть заранее на гугл-диске. Будет хорошо, если заказчик не просто опишет свои ожидания, а покажет примеры дизайна, который ему нравится. Это могут быть как другие электронные курсы, так и сайты, интерфейсы приложений и любые другие образцы современного дизайна.

Как проходит разработка дизайна электронного курса

До начала разработки дизайнер внимательно изучает присланные клиентом материалы, а менеджер проекта уточняет, насколько можно отходить от брендбука. Все эти моменты обговариваются заранее.

Еще до начала работ, на этапе брифинга менеджер LEVEL уточняет, для каких устройств делается курс, нужно ли его адаптировать под смартфоны и планшеты. Эта информация обязательно передается дизайнеру, так как ему нужно знать, потребуется ли применять принципы адаптивного дизайна.

Только после уточнения всех деталей начинается работа над дизайном, состоящая из нескольких этапов:

1. Создание концепции.
Концепция дизайна — это руководство по общему стилю электронного курса, его небольшой «брендбук». В концепцию обычно входит несколько типовых слайдов: обложка, слайд с иллюстрациями, персонажем и локацией, слайд с большим количеством текста, упражнение. Все они выдержаны в едином стиле.
Концепция служит прототипом дизайна, она определяет визуальный стиль будущего курса. Если заказчику что-то не понравится в общем стиле, это можно будет отредактировать быстро, на одном слайде, чтобы потом не распространять элемент на весь курс.

Кроме того, концепция служит прототипом для дизайнера — именно по ней будет создаваться визуал остального курса. В особенности это необходимо, если над дизайном работают несколько человек, — благодаря концепции они будут работать в едином ключе, и курс получится стилистически единообразным.

Если планируется серия курсов, над которыми будет работать группа дизайнеров, то на основе концепции составляется гайд, в котором перечислены основные элементы дизайна: цвета, шрифты, стили заголовков. Гайд помогает добиться еще большего стилистического единообразия.
Создавать концепцию и сложно, и интересно одновременно. Когда появляется новый проект, хочется придумать интересный визуальный ход для уже стандартных элементов. Иногда этого же хочет заказчик, особенно, если мы с ним уже делали проекты и ему хочется разнообразия. А иногда мне как дизайнеру хочется выразить себя, применить в дизайне какое-то интересное решение, которое увидела на просторах интернета.

В большинстве случаев заказчик не представляет, в каком стиле он хочет курс, полагаясь на нашу команду. Тогда можно развернуться в полную силу. Поэтому в каждой концепции можно увидеть свой индивидуальный стиль, вкус, приемы и решения дизайнеров LEVEL.
Екатерина Врагова
Дизайнер
2. Согласование концепции. Концепция отправляется менеджеру со стороны клиента для внутреннего согласования. Заказчик отмечает, что ему нравится, предлагает правки и улучшения, передает их менеджеру LEVEL. Мы исправляем и утверждаем окончательную концепцию. После утверждения концепции изменить общую стилистику дизайна курса будет сложно — потребуется пересмотреть сроки и объемы работ, а стоимость проекта вырастет.

3. Отрисовка дизайна.
Дизайнер приступает к основной части работы — берет слайды сценария курса и по очереди их отрисовывает с опорой на концепцию и указания педагогического дизайнера. Дизайнер следит за логикой и удобством навигации, при необходимости может как-то иначе скомпоновать элементы и поменять их местами, согласовав изменения с педагогическим дизайнером.

Иногда в ходе отрисовки дизайнер может консультироваться с экспертом заказчика, например, если на иллюстрации нужно изобразить сложное оборудование.
Интерфейс мобильного курса
Пример разработанного дизайна терминала в мобильном курсе для магазина «Перекресток»
На слайдах дизайнер также визуализирует интерактивные элементы: всплывающие окна, кадры роликов, анимацию и действия при нажатии на кнопки, состояния элементов (например, если кнопки или элементы изменяют внешний вид или цвет после нажатия).

4. Внутренняя проверка. Когда дизайн отрисован, его проверяют как минимум четыре специалиста LEVEL: старший дизайнер, корректор, педагогический дизайнер и менеджер проекта. Такая глубокая проверка позволяет посмотреть на дизайн свежим взглядом, заметить все ошибки и передать заказчику на согласование.
Подписка на рассылку
В письмах анонсируем статьи e-learning экспертов, которые публикуем в блоге. В формате кейсов рассказываем, как работают бизнес-симуляции или слайдовые курсы для конкретных задач. Иногда отправляем приглашения на конференции, вебинары или семинары партнеров со скидкой на участие. Присылаем письма один или два раза в месяц.
Ваш емейл-адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписались, а письма не приходят? Пишите на am@levellab.ru
Менеджер проекта глубже всего погружен в потребности заказчика. Он обязательно проверяет дизайн в процессе, чтобы минимизировать количество возможных правок от клиента, дает комментарии. Задача менеджера — оценить дизайн в целом, обратить внимание на моменты, которые могут не понравиться клиенту или не соответствовать целям обучения и бизнес-задачам.
Мария Васильева
Менеджер проектов
При проверке дизайна педагогический дизайнер в первую очередь обращает внимание на соответствие готовых слайдов смыслам, заложенным на этапе сценария, следит, чтобы готовый дизайн не исказил содержание. Также он смотрит за соблюдением принципов педагогического дизайна. Обязательно проверяет, чтобы все иллюстрации и инфографики передавали мысль, заложенную на этапе сценария.

Кроме того, педагогический дизайнер обращает внимание и на стилистику курса, ее попадание в потребности заказчика.

Алена Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна
5. Утверждение у заказчика. Менеджер проекта отправляет менеджеру заказчика файлы с готовым дизайном, обычно в формате PNG или PDF. Менеджер заказчика их смотрит, обсуждает с экспертом, при необходимости рассматривает комментарии с менеджером проекта в LEVEL. Дизайнер вносит необходимые правки, потом слайды снова отправляются заказчику на окончательное утверждение. И только после этого курс отдается разработчику для разработки интерактивных элементов.

Если электронный курс большой, дорогой и состоит из нескольких частей, его можно отрисовывать по частям. На основе концепции дизайнер готовит слайды для одного раздела, и менеджер утверждает их у заказчика отдельно. Эти действия необходимы, так как иногда даже концепция не помогает понять, как курс будет выглядеть в целом, и заказчик может захотеть что-нибудь изменить или добавить уже в итоговый дизайн. В этом случае переработать один раздел будет проще, чем весь курс, состоящий из 200 слайдов.

Если курс согласовывать по частям, то согласованный дизайн можно сразу запустить в разработку. Благодаря этому итоговый курс будет готов гораздо быстрее.

Как оценить качество дизайна электронного курса

Если вы заказываете электронный курс впервые или еще не работали с современным дизайном в электронном обучении, бывает сложно понять, насколько дизайн хороший и нравится ли он вам вообще. Чтобы правильно оценить качество, будет полезно посмотреть примеры современного дизайна, а также:

  • Изучить основы графического дизайна, например, прочитать статьи на эту тему, посмотреть ролики на Youtube, может быть даже пройти небольшой курс.

  • Ознакомиться с современными электронными курсами на сайте LEVEL. А вот бесплатные курсы в открытом доступе лучше не смотреть — они часто оформлены в устаревшем «университетском» стиле и не могут служить примером хорошего дизайна.

  • Поискать в интернете красивые сайты с современным дизайном, в том числе зарубежные. Особенно интересны с точки зрения оформления сайты диджитал-агентств с хорошей репутацией или студий дизайна с высокими стандартами качества.

  • Посмотреть портфолио дизайнеров на специализированных сайтах, например, Behance или Dribbble.

Все это поможет развить насмотренность — научит отличать хороший дизайн от плохого и понимать, чем современный дизайн отличается от устаревшего.
Если вам захочется что-то изменить в дизайне, мы обязательно прислушаемся к пожеланиям и внесем в курс то, что пойдет на пользу обучению. Если же изменения не улучшат дизайн и усложнят восприятие курса, мы объясним, почему не можем внести правки, опираясь на принципы дизайна, опыт в UX и электронном обучении и на экспертизу в e-learning дизайне.

Качественный кастомизированный дизайн курса работает на имидж компании, помогает поддержать вовлеченность пользователя и облегчить обучение. Поэтому важно уделить ему внимание и довериться экспертам, которые проработают все в соответствии со стандартами современного дизайна и e-learning.
Авторы: Елена Шпрингер, Мария Васильева, Максим Петрунин, Карина Ованесян, Екатерина Врагова, Алена Майорова
Поделиться