14 марта 2018
Бизнес-симуляция, диалоговый тренажер, слайдовый курс. Как выбрать формат дистанционного обучения?
Чтобы адаптировать новых сотрудников, развивать персонал и помогать команде решать новые задачи, компании внедряют программы обучения. С развитием технологий на смену корпоративным тренерам приходят онлайн-тренажеры и дистанционные курсы.
Бизнес-симуляции, классические и мобильные курсы, диалоговые тренажеры, игры. Как подобрать подходящий формат? Разбираемся, какие виды e-learning бывают
и как выбрать тип обучения под конкретную задачу.
Зачем компаниям нужен e-learning
Онлайн-обучение — альтернатива или помощь обычному корпоративному обучению, в котором люди учатся
у тренера или наставника. С его помощью можно масштабировать образовательный процесс на большее количество сотрудников, унифицировать учебный материал, предоставить гибкий график обучения и сэкономить
на корпоративных тренингах.

Обычно e-learning используется там, где нужно обучить сотрудников принятым в компании правилам или сценариям работы или научить решать определенные задачи. Онлайн-курс или тренажер можно использовать для десятков ситуаций обучения. Вот лишь некоторые из них:

  • развитие навыков управления и планирования;
  • знакомство с продукцией компании;
  • развитие навыков работы с клиентами;
  • тренинги по продажам;
  • быстрая адаптация новых сотрудников;
  • набор персонала;
  • планирование карьеры;
  • информационная безопасность и др.

Для разных образовательных задач подходят разные образовательные решения. Давайте посмотрим, какие виды
e-learning бывают и как подобрать формат под свою задачу.
Бизнес-симуляции
Что это такое
Бизнес-симуляция — это игровая среда, которая максимально точно имитирует процессы управления и принятия решений
в компании. Здесь участники отрабатывают управленческие навыки, ставят стратегические цели, принимают тактические решения, выстраивают отношения с клиентами и партнерами. Еще с помощью бизнес-симуляций можно безопасно попробовать применить знания, полученные на очных тренингах.

Для каких задач подходят:
1
Обучение навыкам управления
2
Стратегическое планирование
3
Изучение производственного цикла компании
4
Ведение бизнес-процессов
Кейс OBI
Например, мы разработали бизнес-симуляцию
"Ритейл-менеджер" для компании OBI, чтобы начальники отделов и руководящий состав гипермаркетов улучшили управленческие навыки. Получилась живая игра в жанре стратегии, где каждый игрок попадал на место руководителя
и решал задачи, с которыми начальство встречается каждый день.

Цель игрока
— увеличить прибыльность магазина и обеспечить стабильный рост. В процессе игрок решает около 70 кейсов, учится общаться с клиентами и сотрудниками,
управляет продажами, сервисами и логистикой. Когда игра завершена, каждый получает аналитику по принятию решений
и рекомендации по дополнительным тренингам и обучающим программам.
Особенности формата
1
Упор на практику
Игрок попадает в реалистичные ситуации внутри игры и учится принимать стратегические и тактические решения. Тренируется брать ответственность и видеть последствия своих действий.
2
Мультисценарность
Бизнес-симуляция может предоставить несколько сценариев решения задачи. Игрок принимает решения, чтобы достичь нужного результата. Последовательность этих решений бывает разной. Так бизнес-симуляции имитируют реальный процесс управления, где редко бывают единственно верные решения. Игрок пробует разные сценарии, развивая управленческую креативность.
3
Воздействие визуальной среды
Как правило, симуляции задействуют много мультимедийных элементов, которые сильно воздействуют визуально
и погружают игрока в активную среду обучения. Курсы часто насыщены 2D и 3D элементами и позволяют пережить опыт работы с "реальными людьми".
Диалоговые тренажеры
Что это такое
Диалоговый тренажер — это курс, построенный как имитация диалога с обратной связью. Участник попадает в ситуацию беседы с потенциальным клиентом, партнером или покупателем и на собственном опыте учится общаться с ними. Отвечать
на вопросы, спрашивать, работать с возражениями, узнавать потребность клиента, продавать, проводить собеседование.
На таком тренажере можно отрабатывать правильную аргументацию и учиться находить общий язык с популярными типажами клиентов.

Для каких задач подходят
Для любых задач, где нужно прокачать навыки коммуникации:
1
Общение с клиентами
2
Продажи
3
Работа с возражениями
4
Подбор персонала
5
Наставничество
Кейс Canon
Для Canon мы создали диалоговый симулятор, чтобы сотрудники тренировались продавать продукцию компании. Весь курс состоит из двух типов мини-игр и шести интерактивных диалогов. В игре "Подбор под запрос" сотрудник учится выявлять запросы клиента и подбирать технику под его нужды.

В мини-игре "Ценность — характеристики" игрок разбирается, как сопоставлять технические особенности товара с выгодой
от них для покупателя. А в диалоговых тренажерах игроки от лица продавца общаются с клиентами. Цель — выявить потребности и продать фотоаппарат или принтер. При этом диалог имеет сложную ветвящуюся структуру и предполагает несколько вариантов развития событий в зависимости
от ответов игроков.
Особенности формата
1
Реальные ситуации общения
В диалоговом тренажере можно спроектировать все типичные ситуации общения с клиентами. А значит, можно быстро обучить сотрудников действовать в этих ситуациях.
2
Реальные клиенты
Клиенты тоже бывают типичные. Конечно, диалог в онлайн-курсе не позволит поговорить с настоящим покупателем, но покажет, какие типы клиентов бывают и как с ними работать.
Квест
Что это такое
Квест — это интерактивная игра с сюжетной линией, в которой участник погружается в определенную ситуацию
(обычно — в ситуацию работы в компании) и выполняет разные задания. Квесты могут сочетать в себе сразу несколько форматов: слайды с теорией, диалоговые тренажеры, видеоролики, тесты и интерактивные упражнения.

Для каких задач подходит
Для того, чтобы погрузить сотрудника в корпоративную среду, познакомить с общими правилами работы, обучить необходимым навыкам. В частности, квесты помогают:
1
Показать новым сотрудникам, где они оказались. Познакомить с историей и брендами компании.
2
Донести ценности бизнеса и правила, погрузить в корпоративную культуру.
3
Ускорить адаптацию, закрыть множество вопросов новичка.
4
Показать на практике, как действовать в определенной ситуации.
5
Научить решать задачи и превращать теоретические знания в практические навыки.
Кейс PepsiCo
Вместе с PepsiCo мы разработали адаптационный квест, который теперь доступен 23000 сотрудникам фирмы. По сценарию игрок попадает в компанию, знакомится с директором и наставником (Бадди) и начинает свое путешествие по офисам, производству и магазинам. В ходе игры учащийся общается с коллегами, знакомится с историей бизнеса и продукцией, смотрит, как все устроено изнутри, и выполняет интерактивные задания.
Особенности формата
1
Единый сюжет
Помогает связать разрозненный контент и локации в одно, увидеть, как всё в компании связано со всем.
2
Сильный игровой компонент
Как и бизнес-симуляции, квесты построены как реалистичная игра, в которой задания подчинены общей цели. Множество интерактивных элементов, качественная графика, система персонажей и локаций позволяют почувствовать себя внутри единой истории и увлечься ею.
3
Реалистичность
Можно спроектировать ситуации, актуальные именно для вашей компании, сделать акцент на том, что важно. Показать товар, объяснить ценности, познакомить с гендиректором, Бадди или уборщицей (если это для вас важно).
Слайдовые курсы
Что это такое
В слайдовом курсе информация подается в виде текста, картинок и инфографики на слайдах. Теоретические блоки сочетаются
с интерактивными заданиями. Если кажется, что такой формат скучный и невовлекающий, это не всегда так. Многое зависит
от качества упаковки теории, сценария, уровня проработки персонажей и графики курса. Часто слайдовые курсы дополняют интерактивными элементами, например, диалоговыми тренажерами.

Для каких задач подходят
В принципе, слайдовый курс можно адаптировать под любую образовательную задачу, если добавить к нему необходимые интерактивные элементы. Вот некоторые примеры:
1
Изучение продукции компании
2
Освоение правил
3
Обучение стандартам работы (например, с документами)
4
Обучение какой-то технологии
5
Подготовка к очному курсу
Кейс банк "Санкт-Петербург"
Вместе с банком "Санкт-Петербург" мы сделали курс
по инфобезопасности, в котором сотрудники учатся защищать информационную инфраструктуру организации от атак злоумышленников. Хакеры хотят взломать базу данных банка и придумали ловушки для пользователя. Игрок должен обойти эти ловушки и защитить конфиденциальную информацию.
Мы переработали разрозненный набор правил в четкую и понятную структуру, объяснили на примерах, что будет, если их не соблюдать. Вместо обычного слайдового курса получилась почти игра с проработанными персонажами, интерактивными заданиями и увлекательным сюжетом.
Особенности формата
1
Четкая последовательность и структура подачи информации
Слайдовый курс может быть не таким захватывающим, как игра, но позволит легко усвоить материал благодаря структурированной теории, подкрепленной заданиями.
2
Открыт для мультимедийных дополнений
Даже простой слайдовый курс можно сделать похожим на квест, добавив интересных героев, задания и диалоговые тренажеры.
Как действовать
Если вы подумываете о внедрении дистанционного обучения в вашей компании, для начала определите, какие задачи вы хотите решить с помощью e-learning. От общей задачи во многом будет зависеть формат курса. Однако заранее четко определить формат довольно сложно.

На практике каждый курс уникален и часто совмещает в себе разноформатные элементы. Например, почти в любой курс можно внедрить диалоговый тренажер, однако где-то этот формат будет иметь решающее значение, а где-то — являться вспомогательным.
Бизнес-симулятор
подойдет для обучения руководителей. С помощью него легко погружаться в бизнес-процесс и тренироваться в планировании и управлении. Это более сложная, глобальная форма для сложных задач.
Диалоговые тренажеры
пригодятся везде, где главный навык — коммуникация. В B2C-сегменте, там, где продажи и рост зависят от общительности персонала, этот формат курсов будет незаменим. Еще диалоговый тренажер нужен HR-сектору для отработки навыков интервьюирования кандидатов.
Квесты
помогают погрузиться в корпоративную жизнь, ускоряют адаптацию новичков и учат решать задачи, которые встречаются в повседневном рабочем процессе.
Слайдовые курсы
наиболее универсальный и простой формат, в котором можно рассказать о правилах, обучить какому-то процессу, научить принимать типовые решения, но он мало подходит для отработки практических навыков.
Автор: Анна Козонина