14 марта 2018

Электронный курс,
бизнес-симуляция, диалоговый тренажер.
Как выбрать формат дистанционного обучения?

Чтобы адаптировать новых сотрудников, развивать персонал и помогать команде решать новые задачи, компании внедряют программы обучения. С развитием технологий на смену корпоративным тренерам приходят онлайн-тренажеры и электронные курсы.

В этой статье разберемся, какие существуют форматы обучения и как выбрать подходящий под под конкретную задачу.

Зачем компаниям нужен
e-learning

Онлайн-обучение — альтернатива или помощь обычному корпоративному обучению, в котором люди учатся у тренера или наставника. С его помощью можно масштабировать образовательный процесс на большее количество сотрудников, унифицировать учебный материал, предоставить гибкий график обучения и сэкономить на корпоративных тренингах.

Обычно e-learning используется там, где нужно обучить сотрудников принятым в компании правилам или сценариям работы или научить решать определенные задачи. Онлайн-курс или тренажер можно использовать для десятков ситуаций обучения. Вот лишь некоторые из них:

  • развитие навыков управления и планирования;
  • знакомство с продукцией компании;
  • развитие навыков работы с клиентами;
  • тренинги по продажам;
  • быстрая адаптация новых сотрудников;
  • набор персонала;
  • планирование карьеры;
  • информационная безопасность и др.

Для разных образовательных задач подходят разные образовательные решения. Давайте посмотрим, какие виды
e-learning бывают и как подобрать формат под свою задачу.

Электронный курс

Что это. В электронном курсе (еще его называют слайдовым) информация подается в виде текста, картинок и инфографики на слайдах. Теоретические блоки сочетаются с интерактивными заданиями. Если кажется, что такой формат скучный и невовлекающий, это не всегда так. Многое зависит от качества упаковки теории, сценария, уровня проработки персонажей и графики курса. Часто электронный курс дополняют интерактивными элементами, например, диалоговыми тренажерами.

Для каких задач подходит. Электронный курс можно адаптировать под любую образовательную задачу, вот некоторые примеры:
1
Изучение продукции компании
2
Освоение правил
3
Обучение стандартам работы (например, с документами)
4
Обучение какой-то технологии
5
Подготовка к очному курсу
Особенности электронного курса:
1
Четкая последовательность и структура подачи информации
Слайдовый курс может быть не таким захватывающим, как игра, но позволит легко усвоить материал благодаря структурированной теории, подкрепленной заданиями.
2
Открыт для мультимедийных дополнений
Даже простой слайдовый курс можно сделать похожим на квест, добавив интересных героев, задания и диалоговые тренажеры.
Пример электронного курса. Вместе с банком МТС мы сделали вводный курс в формате социальной сети. Благодаря курсу процесс адаптации новых сотрудников проходит легче.
Статусы
Уровень накопленных знаний отражает статус. Всего их четыре. Чем больше лайков пользователь получает во время обучения, тем выше становится его статус. Также на странице профиля у каждой группы доступен прогрессбар, который показывает, на какой стадии изучения модуля находится пользователь, как изменился его статус и сколько звезд еще осталось добрать

Бизнес-симуляция

Что это. Бизнес-симуляция — это игровая среда, которая максимально точно имитирует процессы управления и принятия решений в компании. Здесь участники отрабатывают управленческие навыки, ставят стратегические цели, принимают тактические решения, выстраивают отношения с клиентами и партнерами. Еще с помощью бизнес-симуляции можно безопасно попробовать применить знания, полученные на очных тренингах.

Для каких задач подходит:
1
Обучение навыкам управления
2
Стратегическое планирование
3
Изучение производственного цикла компании
4
Ведение бизнес-процессов
Пример бизнес-симуляции. Мы разработали
бизнес-симуляцию «Ритейл-менеджер» для компании OBI,
чтобы начальники отделов и руководящий состав гипермаркетов улучшили управленческие навыки. Получилась живая игра в жанре стратегии, где каждый игрок попадал на место руководителя и решал задачи, с которыми начальство встречается каждый день.
Бизнес-симуляция для OBI
В итоге получилась живая игра в жанре стратегии, где каждый игрок попадал на место руководителя и решал задачи, с которыми начальство встречается каждый день
Цель игрока — увеличить прибыльность магазина и обеспечить стабильный рост. В процессе игрок решает около 70 кейсов, учится общаться с клиентами и сотрудниками, управляет продажами, сервисами и логистикой. Когда игра завершена, каждый получает аналитику по принятию решений и рекомендации по дополнительным тренингам и обучающим программам.
Особенности бизнес-симуляции:
1
Упор на практику
Игрок попадает в реалистичные ситуации внутри игры и учится принимать стратегические и тактические решения. Тренируется брать ответственность и видеть последствия своих действий.
2
Мультисценарность
Бизнес-симуляция может предоставить несколько сценариев решения задачи. Игрок принимает решения, чтобы достичь нужного результата. Последовательность этих решений бывает разной. Так бизнес-симуляции имитируют реальный процесс управления, где редко бывают единственно верные решения. Игрок пробует разные сценарии, развивая управленческую креативность.
3
Воздействие визуальной среды
Как правило, симуляции задействуют много мультимедийных элементов, которые сильно воздействуют визуально и погружают игрока в активную среду обучения. Курсы часто насыщены 2D и 3D элементами и позволяют пережить опыт работы с «реальными людьми».

Диалоговые тренажеры

Что это. Диалоговый тренажер — это курс, построенный как имитация диалога с обратной связью. Участник попадает в ситуацию беседы с потенциальным клиентом, партнером или покупателем и на собственном опыте учится общаться с ними. Отвечать на вопросы, спрашивать, работать с возражениями, узнавать потребность клиента, продавать, проводить собеседование. На таком тренажере можно отрабатывать правильную аргументацию и учиться находить общий язык с популярными типажами клиентов.

Для каких задач подходят. Для любых задач, где нужно прокачать навыки коммуникации:
1
Общение с клиентами
2
Продажи
3
Работа с возражениями
4
Подбор персонала
5
Наставничество
Пример. Для Canon мы создали диалоговый симулятор, чтобы сотрудники тренировались продавать продукцию компании. Весь курс состоит из двух типов мини-игр и шести интерактивных диалогов.
Диалоговый симулятор продаж и обучение по продуктам для Canon
В игре «Подбор под запрос» сотрудник учится выявлять запросы клиента и подбирать технику под его нужды
В мини-игре «Ценность — характеристики» игрок разбирается, как сопоставлять технические особенности товара с выгодой от них для покупателя. А в диалоговых тренажерах игроки от лица продавца общаются с клиентами. Цель — выявить потребности и продать фотоаппарат или принтер. При этом диалог имеет сложную ветвящуюся структуру и предполагает несколько вариантов развития событий в зависимости от ответов игроков.
Особенности:
1
Реальные ситуации общения
В диалоговом тренажере можно спроектировать все типичные ситуации общения с клиентами. А значит, можно быстро обучить сотрудников действовать в этих ситуациях.
2
Реальные клиенты
Клиенты тоже бывают типичные. Конечно, диалог в онлайн-курсе не позволит поговорить с настоящим покупателем, но покажет, какие типы клиентов бывают и как с ними работать.

Квест

Что это. Квест — это интерактивная игра с сюжетной линией, в которой участник погружается в определенную ситуацию (обычно — в ситуацию работы в компании) и выполняет разные задания. Квесты могут сочетать в себе сразу несколько форматов: слайды с теорией, диалоговые тренажеры, видеоролики, тесты и интерактивные упражнения.

Для каких задач подходит. Для того, чтобы погрузить сотрудника в корпоративную среду, познакомить с общими правилами работы, обучить необходимым навыкам. В частности, квесты помогают:
1
Показать новым сотрудникам, где они оказались. Познакомить с историей и брендами компании.
2
Донести ценности бизнеса и правила, погрузить в корпоративную культуру.
3
Ускорить адаптацию, закрыть множество вопросов новичка.
4
Показать на практике, как действовать в определенной ситуации.
5
Научить решать задачи и превращать теоретические знания в практические навыки.
Пример. Вместе с PepsiCo мы разработали адаптационный квест, который теперь доступен 23 000 сотрудникам фирмы. По сценарию игрок попадает в компанию, знакомится с директором и наставником (Бадди) и начинает свое путешествие по офисам, производству и магазинам.
В ходе игры учащийся общается с коллегами, знакомится с историей бизнеса и продукцией, смотрит, как все устроено изнутри, и выполняет интерактивные задания.
Особенности квеста:
1
Единый сюжет
Помогает связать разрозненный контент и локации в одно, увидеть, как всё в компании связано со всем.
2
Сильный игровой компонент
Как и бизнес-симуляции, квесты построены как реалистичная игра, в которой задания подчинены общей цели. Множество интерактивных элементов, качественная графика, система персонажей и локаций позволяют почувствовать себя внутри единой истории и увлечься ею.
3
Реалистичность
Можно спроектировать ситуации, актуальные именно для вашей компании, сделать акцент на том, что важно. Показать товар, объяснить ценности, познакомить с гендиректором, Бадди или уборщицей (если это для вас важно).

Как действовать

Если вы думываете о внедрении дистанционного обучения в вашей компании, для начала определите, какие задачи вы хотите решить с помощью e-learning. От общей задачи во многом будет зависеть формат курса. Однако заранее четко определить формат довольно сложно.

На практике каждый курс уникален и часто совмещает в себе разноформатные элементы. Например, почти в любой курс можно внедрить диалоговый тренажер, однако где-то этот формат будет иметь решающее значение, а где-то — являться вспомогательным.
  • Электронный курс
    наиболее универсальный и простой формат, в котором можно рассказать о правилах, обучить какому-то процессу, научить принимать типовые решения, но он мало подходит для отработки практических навыков.
  • Бизнес-симуляция
    подойдет для обучения руководителей. С помощью него легко погружаться в бизнес-процесс и тренироваться в планировании и управлении. Это более сложная, глобальная форма для сложных задач.
  • Диалоговый тренажер
    пригодятся везде, где главный навык — коммуникация. В B2C-сегменте, там, где продажи и рост зависят от общительности персонала, этот формат курсов будет незаменим. Еще диалоговый тренажер нужен HR-сектору для отработки навыков интервьюирования кандидатов.
  • Квест
    помогают погрузиться в корпоративную жизнь, ускоряют адаптацию новичков и учат решать задачи, которые встречаются в повседневном рабочем процессе.
Автор: Анна Козонина
Поделиться