11 июня 2021

Как не нужно привлекать внимание пользователей курса

Разбор ошибки начинающих педагогических дизайнеров

Людмила Ильина
Педагогический дизайнер

При разработке курсов придерживается принципа «‎разнообразие в единстве»
У пятой установки те же корни, что и у первой. Вдохновленный digital-инструментами начинающий педагогический дизайнер демонстрирует свои навыки, а также технические возможности авторского средства пользователям курса, забыв об их потребностях. Речь идет не о целесообразности того или иного элемента на слайде, а об избыточном разнообразии во всем курсе, которое в конечном итоге приводит к увеличению когнитивной нагрузки на пользователя и нарушению главных принципов подготовки электронных курсов: единообразия и целостности.

Ошибка № 5. Чтобы привлечь внимание пользователей, нужно максимально разнообразить курс

На вопрос, должен ли курс быть строгим и унифицированным или же в нем требуются креативные элементы, нет однозначного ответа. В основном это зависит от правил, установленных в компании-заказчике, и привычек целевой аудитории. Однако четкая структура и логика требуются как строгому курсу, так и креативному. Итак, рассмотрим несколько примеров для иллюстрации пятой неверной установки.

Пример 1. Для подачи информации одного плана используются разные форматы. Старайтесь выбирать механики, которые будут оптимальными для восприятия пользователем данного учебного материала и используйте их единообразно во всем курсе.Пользователю нужно будет «‎освоиться» в самом начале обучения, а затем обращать внимание только на содержательную сторону курса. Избавьте обучаемого от необходимости искать, куда следует кликнуть, на каждом новом слайде.

Обратите внимание на три слайда ниже:
На каждом из них рассматриваются примеры к главному тезису. Только на первом слайде примеры пролистываются с помощью механики «‎карусель», на втором — прячутся в «‎кнопки-табы», а на третьем используется механика «‎аккордеон». Принцип единообразия в данном случае явно нарушен.
Пример 2. Методолог не выдерживает роль персонажа на протяжении курса. В диалогах двух и более персонажей они то говорят только между собой, то неожиданно обращаются к обучаемому. На одних слайдах персонаж произносит только текст с инструкциями, на других — начинает объяснять теоретические вопросы. Так, если персонажу отводилась формальная роль для обратной связи в упражнениях, вроде «‎Молодец!», «‎Верно!», «‎Неверно», не стоит в середине или в конце курса помещать в бабл важную информацию: пользователь может просто не обратить на нее внимание и машинально пролистать. Развлекательные элементы должны способствовать усвоению знаний, а не отвлекать от материала.
персонажи в электронном курсе
Первая мысль, которая возникнет у обучаемого при открытии такого слайда: «‎У меня двоится в глазах или это какой-то баг курса?». К сожалению, здесь педагогический дизайнер «‎удвоил» персонажа. Причем один из них разговаривает со своим приятелем, а второй ― обращается к обучаемому
Пример 3. Плохо продумана логика проверочных и контрольных заданий. В каких-то разделах заданий мало, в каких-то много, а где-то они полностью отсутствуют; в одном месте обязательны для выполнения, в другом месте — не обязательны; количество попыток прохождения упражнений не унифицировано.
не продумана логика упражнений в курсе
По данному фрагменту из содержания курса видно, что практические задания даются на отработку первых двух шагов при организации удаленного доступа, а для третьего и четвертого они почему-то не предусмотрены. Кроме того, для задания 1 выделена только одна попытка на его выполнение, а с заданием 2 разрешается справиться еще и со второй попытки
Пример 4. Нарушен баланс вовлекающих элементов. Даже при беглом просмотре слайдов, которые приведены ниже в качестве примера, очевидно, что педагогический дизайнер больше внимания уделил первому из них, в то время как второму слайду требуется доработка.

Как избежать ошибки

Перед написанием сценария в компании LEVEL принято разрабатывать матрицу курса с детальным описанием каждого слайда: его названия, содержания, времени на изучение, наличия в нем интерактивов или анимации. Матрица — это фактически план, который позволяет сбалансировать курс: соотнести разделы курса по объему, количеству упражнений, заранее продумать и согласовать все нюансы с заказчиком.

Уже на этапе матрицы педагогический дизайнер определяет, нужен ли в курсе персонаж со своей историей, какова будет его роль: рассказчик (expert), наставник (eLearning Course Guide) или герой (peer), каким образом он взаимодействует с обучающимся. Также определяется количество и формат интерактивных элементов на теоретических слайдах и проверочных и контрольных упражнений. Совместно с заказчиком педагогический дизайнер принимает решение, будут ли даваться подсказки и отображаться верные ответы в заданиях, сколько попыток для прохождения испытаний будет предоставлено.

Обратите внимание, что в этом цикле статей перечислены не все проблемные моменты. Так, я не затронула ошибки при структурировании и редактировании текстов, поскольку сама их старалась не допускать. Но к сожалению, примеров, когда текст плохо структурирован и его стиль не соответствует целевой аудитории, много. Чтобы текст был качественным, советую мою настольную книгу «‎Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» М. Ильяхова и Л. Сарычевой.

Буду рада, если вы оставите свои комментарии к статье и расскажите о своем опыте, каким бы он ни был. Давайте помогать друг другу, чтобы каждый новый проект был лучше предыдущего!
Автор: людмила ильина
Поделиться