6 августа 2020

Мифы о разработке электронных курсов: как испортить курс и спустить бюджет

Яна Гребенюк
Педагогический дизайнер

Взаимодействует с заказчиками обучающих продуктов во время разработки и контроля качества методологии. Знает, какие представления о разработке ложные.

Миф № 5. Если разрешить изучать курс свободно, то его будут пролистывать

Сейчас мало кто учится ради учебы. Люди учатся, чтобы решить какую-то профессиональную задачу. Обязанность разработчиков сделать простой и легкий доступ к обучению, и немалую роль в этом играет открытая навигация — возможность свободно изучать курс, переходить к любой его части, пропускать упражнения и интерактивные элементы с дополнительной информацией. Например, человек проходит курс по финансовой грамотности, и в настоящий момент у него провал с управленческим учетом. Чтобы изучить этот раздел, гораздо проще сразу перейти в него, а не изучать предварительно 10 блоков.

Но заказчики часто, наоборот, просят заблокировать возможность перейти к другой части курса, пока не будет просмотрена вся информация на странице. Они объясняют это тем, что так учащиеся будут перепрыгивать через разделы или изучать не всю информацию на странице. Однако это заблуждение, которое может сильно навредить.

Если закрыть навигацию, есть большой риск сделать курс одноразовым. Таким курсом нельзя воспользоваться в нужный момент, чтобы быстро подсмотреть или освежить знания. Очень маленький процент пользователей будет возвращаться в начало, чтобы заново пройти все обучение. В результате заказчик потратит бюджет невыгодно.

Если курс будет малоинформативным, неинтересным, то его все равно пролистают. При этом лояльность к отделу обучения и начальству будет падать с каждым обязательным кликом по интерактивным элементам.

У открытой навигации есть дополнительные преимущества. Свободное обучение можно использовать для анализа. Например, посмотреть, что сотрудников интересует больше, а что они пропускают. Разобраться с теми блоками, которые им неинтересны: доработать их, передать информацию другим способом (например, через корпоративную рассылку) или вообще убрать. Все данные можно использовать для улучшения электронного курса и сделать его еще более эффективным.

На психологическом уровне свободная навигация покажет, что компания или руководство доверяет сотрудникам. Это положительно скажется на отношении работников к отделу обучения и выполняемой работе, что, в свою очередь, увеличит продуктивность.

Обучение стоит делать свободным и гибким. Об этом говорит то, что сейчас набирает популярность предварительное тестирование — человек может сразу получить рекомендацию, какой модуль будет ему наиболее полезен для изучения. Такое тестирование сокращает время обучения и формирует положительное отношение сотрудника — ведь он получил только те знания, которые ему нужны.

Что делать

Чтобы курс не пролистывали, а изучали пошагово, сделайте каждый модуль полезным, легким в восприятии и интересным. Добиться этого поможет качество и польза материала, приятный дизайн, удобная и логичная структура интерфейса. Можно внедрить геймификацию, подключить сторителлинг и использовать интерактивы. Главное, делать это в контексте и опираться на потребности целевой аудитории.

А если в курсе есть обязательная информация и вы боитесь, что обучающиеся ее пропустят, то блокируйте навигацию только на страницах с ней. Так вы будете меньше мешать обучающимся и при этом выделите эту информацию и обратите внимание на ее важность.
Поделиться