29 АПРЕЛя 2021

Разработка электронного курса с предметным экспертом

Кто это и за что он отвечает

Екатерина Андрюшкина
Педагогический дизайнер

Помогает экспертам делиться знаниями с пользователями
За год педагогический дизайнер имеет дело с десятками проектов. С помощью электронных курсов мы обучаем менеджеров — работать с командой, логистов — управлять складом, производственников — соблюдать меры безопасности, а новичкам в компании-заказчика рассказываем о рабочих процессах и традициях.

Разбираться во всех темах электронных курсов нереально. Поэтому, когда есть качественные и понятные исходные материалы, работа над проектом пойдет «как по маслу». Но часто мы работаем с контентом по объективно сложным, специфическим направлениям: противодействие коррупции, организация работ повышенной опасности на производстве, обработка наноструктур или комплаенс-риски и другим. Если в материалах есть противоречия, данные непонятны и никто не разъяснит спорные вопросы по ним, то результат разработки предсказать сложно. Главное, что в таком курсе может быть не раскрыта тема обучения и тогда проект обречен на провал.

Сделать качественный и эффективный электронный курс поможет предметный эксперт. Он отвечает за контентную часть, а еще может повлиять на сроки, бюджет и даже рабочую атмосферу в команде проекта. Как создать эффективный продукт и избежать сложностей во взаимодействии предметного эксперта с провайдером, расскажу в серии статей.

Кто такой предметный эксперт и за что он отвечает

Предметный эксперт — участник команды разработки, который обладает высоким уровнем компетентности в теме, на основе которой будет разработан курс. Этот человек настолько хорошо разбирается в своем вопросе, что умело оперирует научными фактами и реальными примерами, может рассмотреть тему с разных сторон. Достаточный уровень экспертизы позволяет ему делиться ценной информацией и транслировать знания через электронный курс.

Как правило, предметный эксперт отвечает за содержательную часть электронного курса и выполняет следующие задачи:

  • предоставляет материалы и наработки из собственного опыта для внедрения в электронное обучение;
  • консультирует по теме, объясняет специфические или спорные вопросы;
  • помогает педагогическому дизайнеру погрузиться в теорию и лучше понять материал;
  • отслеживает, чтобы контент в курсе был полным и верно интерпретированным
Этот перечень не исчерпывающий. Роль предметного эксперта определяют специфика курса и пожелания заказчика: можно работать с сотрудником из компании или нанять кого-то со стороны. А кого тогда выбрать и в каких случаях? Чтобы определиться, нужно оценить исходные материалы, целевую аудиторию и параметры будущего продукта.

Кого выбрать предметным экспертом на проект

Уже на этапе обсуждения технического задания к курсу понятно, какой эксперт подойдет — внутренний специалист компании или приглашенное лицо. Наличие и сложность контента, теоретический или практический характер обучения и другие нюансы определяют то, какого эксперта эффективнее пригласить на проект.

Компетентный сотрудник компании. Чаще всего, в роли эксперта выступает сотрудник компании заказчика. Он хорошо знает тему курса и может поделиться практическим опытом. К примеру, в курсе по охране труда экспертами были специалисты по технике безопасности и ответственный за безопасное проведение работ. Данные сотрудники знали специфику работы горно-металлургической компании, обладали достаточным теоретическим, практическим опытом и экспертизой в теме.

Также в роли эксперта со стороны компании может быть менеджер по обучению или специалист по HR. В таком случае, сотрудник курирует разработку курса на стороне заказчика, собирает вопросы педагогического дизайнера по теории и передает их эксперту. В непредвиденных ситуациях обратная связь от эксперта может задерживаться. Чтобы сделать проект в срок, на этапе разработки менеджер по обучению расширяет свою зону ответственности и превращается в предметного эксперта.

Стоит убедиться, что менеджер хорошо разбирается в теме курса и корректно пояснит теорию педагогическому дизайнеру. В обратном случае на этапе сдачи курса могут обнаружиться критические ошибки. Они потянут за собой смещение сроков, увеличение бюджета или провал проекта.

Сторонний специалист. Когда электронный курс разрабатывается по новой или нетипичной для заказчика теме, без опыта со стороны не обойтись. К примеру, компания внедряет новый цифровой инструмент (программное обеспечение для управления производством) или обучает сотрудников специфическим навыкам (как развить эмоциональный интеллект, работать с возражениями или уверенно выступать публично), а штатного тренера, который владеет темами, в компании нет.

Эксперт со стороны может добавить проекту рисков: бывает сложно оценить его компетентность, непонятно, как проявит себя в команде, насколько организован и загружен. Если роль эксперта в разработке электронного курса для него вторична, тогда он может задерживаться с обратной связью команде и срывать сроки разработки.

Педагогический дизайнер. Когда исходные материалы понятны и качественно проработаны, экспертом может стать педагогический дизайнер. В таком случае он самостоятельно погружается в тему, его общих знаний и компетенций достаточно, чтобы освоить тему самостоятельно без привлечения специалиста.

А вот в разработке практико-ориентированного курса по hard skills без эксперта с профильным опытом точно не обойтись. О том, как эксперту и педагогическому дизайнеру вместе достичь образовательной цели, расскажем в следующей статье.

Выбирайте компетентного предметного эксперта, который:

1. Имеет достаточный практический опыт.
2. Предоставит качественный контент по теме курса.
3. Работает по графику‎ разработки.
4. Доступен‎ для вопросов и оперативно дает обратную связь.
5. Проверит, чтобы в курсе была раскрыта тема обучения.
Автор: ЕКАТЕРИНА АНДРЮШКИНА
Поделиться