Уже на этапе обсуждения технического задания к курсу понятно, какой эксперт подойдет — внутренний специалист компании или приглашенное лицо. Наличие и сложность контента, теоретический или практический характер обучения и другие нюансы определяют то, какого эксперта эффективнее пригласить на проект.
Компетентный сотрудник компании. Чаще всего, в роли эксперта выступает сотрудник компании заказчика. Он хорошо знает тему курса и может поделиться практическим опытом. К примеру,
в курсе по охране труда экспертами были специалисты по технике безопасности и ответственный за безопасное проведение работ. Данные сотрудники знали специфику работы горно-металлургической компании, обладали достаточным теоретическим, практическим опытом и экспертизой в теме.
Также в роли эксперта со стороны компании может быть менеджер по обучению или специалист по HR. В таком случае, сотрудник курирует разработку курса на стороне заказчика, собирает вопросы педагогического дизайнера по теории и передает их эксперту. В непредвиденных ситуациях обратная связь от эксперта может задерживаться. Чтобы сделать проект в срок, на этапе разработки менеджер по обучению расширяет свою зону ответственности и превращается в предметного эксперта.
Стоит убедиться, что менеджер хорошо разбирается в теме курса и корректно пояснит теорию педагогическому дизайнеру. В обратном случае на этапе сдачи курса могут обнаружиться критические ошибки. Они потянут за собой смещение сроков, увеличение бюджета или провал проекта.
Сторонний специалист. Когда электронный курс разрабатывается по новой или нетипичной для заказчика теме, без опыта со стороны не обойтись. К примеру, компания внедряет новый цифровой инструмент (программное обеспечение для управления производством) или обучает сотрудников специфическим навыкам (как развить эмоциональный интеллект, работать с возражениями или уверенно выступать публично), а штатного тренера, который владеет темами, в компании нет.
Эксперт со стороны может добавить проекту рисков: бывает сложно оценить его компетентность, непонятно, как проявит себя в команде, насколько организован и загружен. Если роль эксперта в разработке электронного курса для него вторична, тогда он может задерживаться с обратной связью команде и срывать сроки разработки.
Педагогический дизайнер. Когда исходные материалы понятны и качественно проработаны, экспертом может стать педагогический дизайнер. В таком случае он самостоятельно погружается в тему, его общих знаний и компетенций достаточно, чтобы освоить тему самостоятельно без привлечения специалиста.
А вот в разработке практико-ориентированного курса по hard skills без эксперта с профильным опытом точно не обойтись. О том, как эксперту и педагогическому дизайнеру вместе достичь образовательной цели, расскажем в следующей статье.