1. «Тренер». Эксперт этого типа — подарок судьбы и самый удачный вариант сотрудничества для команды разработки. «Тренер» очень хочет сделать качественный курс, поэтому может внятно и грамотно рассказать тему курса, скорректировать материалы.
Как работать с экспертом:
- Главное не мешать: такой эксперт сам выдаст весь материал в нужном формате. Задача педагогического дизайнера в большей степени будет заключаться в фиксации всех мыслей эксперта и выстраивании структуры курса, соблюдении баланса между теорией и практикой, разработке практических упражнений.
2. «Активист». Такой эксперт тоже заинтересован в курсе не меньше «Тренера». Нюанс в том, что «Активист» не принимал участие в разработке курса и не видит рамок, в которых стоит рассказывать свои знания.
Обычно такие эксперты присылают много материала, но не структурированного, в нем много лишнего. Их речь по своей теме увлекательная, но не понятна, не имеет системы. В общении с такими экспертами хочется взять паузу и попросить начать сначала. Но это не всегда помогает, потому что он начнет сначала, но, вероятно, так же неструктурированно и хаотично.
Как работать с экспертом:
- Опишите план работы, ваше видение курса, какие блоки информации уже есть, а каких не достает. Старайтесь задавать четкие рамки в коммуникации и всегда держите в актуальном задачу обучения, для чего делаете курс.
- Запланируйте сразу несколько встреч. Материал от эксперта-активиста нужно будет несколько раз пересмотреть, переработать. Из-за хаотичного характера повествования возникают ситуации, когда эксперт как бы накидывает материал по ходу, и в таком случае нужно пересматривать всю логику.
- Задавайте много вопросов, даже те, которые могут показаться глупыми. Можно заранее оговорить с экспертом ход беседы, чтобы не шокировать количеством и характером вопросов.
- Ведите записи всех встреч. Этот материал будет крайне полезен при разработке сценари
3. «Формалист». Эксперту не интересен курс, его разработка, и делиться своими знаниями он не привык и не умеет. Скорее всего, руководство «Формалиста» определяет его на роль эксперта, поэтому с его личными интересами такая задача никак не пересекается. Одна из возможных проблем работы с номинальным типом — полная пассивность в проекте и уклонение от встреч.
К счастью, такие ситуации бывают редко. Однако, если такое случается, то это значит, что со стороны менеджера и педагогического дизайнера проекта важно мотивировать и включать эксперта в проект, обозначать важность его участия в проекте, формулировать четко задачу и доводить действия эксперта до конкретного результата.
Как работать с экспертом:
- Используйте административный ресурс со стороны заказчика — сделайте совместную встречу с менеджерами с обеих сторон (заказчик и разработчик) и на встрече обозначьте важность проекта, какие конкретно задачи решит этот курс, что измениться после его внедрения.
- Если тема действительно сложная и эксперт на проекте важен, то подумайте о замене эксперта на более заинтересованного и подготовленного специалиста
4. «Скромный гость». Такой эксперт как бы и на проекте, и не прочь участвовать, но активности со своей стороны практически не проявляет. При этом «Скромный гость» может с уважением относиться к разработке курса, но, так как лично на его работу это никак не влияет, он не видит смысла тратить время на общение с педагогическим дизайнером.
Как работать с экспертом:
- Пригласите эксперта на одну из первых встреч с заказчиком обучения, чтобы он понимал важность проекта и свою роль в нем.
- На старте проекта согласуйте график участия эксперта, способы и время связи.
- По возможности делайте личные встречи, созвоны с видеосвязью. Так у вас будет больше шансов включить эксперта в обсуждение.
- Постарайтесь найти мотивацию эксперта для участия в проекте. Какую проблему эксперта может решить данный курс? Может, к нему часто обращаются за разъяснением вопросов и теперь он сможет экономить время на ответах? Или его экспертность в компании не замечена и тогда его можно включить в авторы курса, так о нем узнают все? Подумайте, по какой причине заказчик выбрал именно этого человека на роль эксперта.
- Поделитесь с экспертом удачными проектами, как их реализация помогла улучшить процессы в других компаниях. Постарайтесь увлечь эксперта электронным обучением.