26 июля 2021

Тренер, активист, скромный гость или формалист: как работать с разными типами предметных экспертов

Разбор типов и советы педагогическим дизайнерам

Алена Майорова
Руководитель отдела педагогического дизайна


Находит подход к разным экспертам


Екатерина Андрюшкина
Педагогический дизайнер
Умеет наладить работу с предметными экспертами и создавать сценарии курсов


При общении с каждым экспертом, как и в любой другой коммуникации, полезно искать индивидуальный подход. Предлагаем рассмотреть взаимодействие с экспертом, исходя из его желания делиться экспертной информацией и умением это делать.

Ранее такая идея уже обсуждалась в методологическом сообществе, и в этой статье мы рассмотрим ее подробней, опираясь на наш разнообразный опыт взаимодействия с экспертами.

Два критерия для определения поведения эксперта

Желание делиться знаниями. Это готовность эксперта рассказать и передать свои знания. Здорово, если эксперт по-настоящему увлечен своей темой и мотивирован делиться знаниями. Также отличный вариант, когда, помимо всего, эксперт заинтересован в создании курса и поэтому готов прилагать все усилия со своей стороны: встречаться с командой разработки, отвечать на все вопросы педагогического дизайнера, даже кажущиеся глупыми, приводить примеры, искать лучшие варианты, как понятно раскрыть тему для пользователей.

Однако не всегда и не все эксперты охотно делятся знаниями по теме курса. Это может быть связано с тем, что эксперт:

  • не заинтересован в курсе, не верит в его необходимость и эффективность
  • считает, что результаты его работы никак не связаны с успешностью курса
  • ощущает выгорание в своем направлении и ему может казаться, что тема уже неактуальна и «все и так все знают

Способность делиться знаниями.
Это умение эксперта методически верно и понятно изложить свои мысли. Так бывает не всегда, и педагогический дизайнер должен понимать, что эксперт не обязан быть преподавателем.

Признаки эксперта, который хорошо и структурно излагает свои мысли:

  • говорит логично и понятно, раскрывает все профессиональные термины выделяет главное и расставляет акценты
  • объясняет на пример

Эксперт, который не отличается высокой способностью делиться своими знаниями будет говорить сумбурно, хаотично, не использовать примеры, не пояснять профессиональные термины, часто можно заметить позицию «ну тут и так все понятно».

Сразу оговоримся, что данные критерии мы не прилагаем к самой экспертности, знанию материала. Если заказчик выбрал этого человека как эксперта в теме, то мы не обсуждаем этот факт, а доверяем выбору заказчика.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Как работать с разными типами экспертов

Расположив на одной оси способность рассказывать свои знания, а на другой — желание это делать, можно условно выделить 4 разновидности экспертов:
4 разновидности экспертов
1. «Тренер». Эксперт этого типа — подарок судьбы и самый удачный вариант сотрудничества для команды разработки. «Тренер» очень хочет сделать качественный курс, поэтому может внятно и грамотно рассказать тему курса, скорректировать материалы.

Как работать с экспертом:

  • Главное не мешать: такой эксперт сам выдаст весь материал в нужном формате. Задача педагогического дизайнера в большей степени будет заключаться в фиксации всех мыслей эксперта и выстраивании структуры курса, соблюдении баланса между теорией и практикой, разработке практических упражнений.

2. «Активист». Такой эксперт тоже заинтересован в курсе не меньше «Тренера». Нюанс в том, что «Активист» не принимал участие в разработке курса и не видит рамок, в которых стоит рассказывать свои знания.

Обычно такие эксперты присылают много материала, но не структурированного, в нем много лишнего. Их речь по своей теме увлекательная, но не понятна, не имеет системы. В общении с такими экспертами хочется взять паузу и попросить начать сначала. Но это не всегда помогает, потому что он начнет сначала, но, вероятно, так же неструктурированно и хаотично.

Как работать с экспертом:

  • Опишите план работы, ваше видение курса, какие блоки информации уже есть, а каких не достает. Старайтесь задавать четкие рамки в коммуникации и всегда держите в актуальном задачу обучения, для чего делаете курс.
  • Запланируйте сразу несколько встреч. Материал от эксперта-активиста нужно будет несколько раз пересмотреть, переработать. Из-за хаотичного характера повествования возникают ситуации, когда эксперт как бы накидывает материал по ходу, и в таком случае нужно пересматривать всю логику.
  • Задавайте много вопросов, даже те, которые могут показаться глупыми. Можно заранее оговорить с экспертом ход беседы, чтобы не шокировать количеством и характером вопросов.
  • Ведите записи всех встреч. Этот материал будет крайне полезен при разработке сценари

3. «Формалист». Эксперту не интересен курс, его разработка, и делиться своими знаниями он не привык и не умеет. Скорее всего, руководство «Формалиста» определяет его на роль эксперта, поэтому с его личными интересами такая задача никак не пересекается. Одна из возможных проблем работы с номинальным типом — полная пассивность в проекте и уклонение от встреч.

К счастью, такие ситуации бывают редко. Однако, если такое случается, то это значит, что со стороны менеджера и педагогического дизайнера проекта важно мотивировать и включать эксперта в проект, обозначать важность его участия в проекте, формулировать четко задачу и доводить действия эксперта до конкретного результата.

Как работать с экспертом:

  • Используйте административный ресурс со стороны заказчика — сделайте совместную встречу с менеджерами с обеих сторон (заказчик и разработчик) и на встрече обозначьте важность проекта, какие конкретно задачи решит этот курс, что измениться после его внедрения.
  • Если тема действительно сложная и эксперт на проекте важен, то подумайте о замене эксперта на более заинтересованного и подготовленного специалиста

4. «Скромный гость». Такой эксперт как бы и на проекте, и не прочь участвовать, но активности со своей стороны практически не проявляет. При этом «Скромный гость» может с уважением относиться к разработке курса, но, так как лично на его работу это никак не влияет, он не видит смысла тратить время на общение с педагогическим дизайнером.

Как работать с экспертом:

  • Пригласите эксперта на одну из первых встреч с заказчиком обучения, чтобы он понимал важность проекта и свою роль в нем.
  • На старте проекта согласуйте график участия эксперта, способы и время связи.
  • По возможности делайте личные встречи, созвоны с видеосвязью. Так у вас будет больше шансов включить эксперта в обсуждение.
  • Постарайтесь найти мотивацию эксперта для участия в проекте. Какую проблему эксперта может решить данный курс? Может, к нему часто обращаются за разъяснением вопросов и теперь он сможет экономить время на ответах? Или его экспертность в компании не замечена и тогда его можно включить в авторы курса, так о нем узнают все? Подумайте, по какой причине заказчик выбрал именно этого человека на роль эксперта.
  • Поделитесь с экспертом удачными проектами, как их реализация помогла улучшить процессы в других компаниях. Постарайтесь увлечь эксперта электронным обучением.

Как эффективно работать с предметным экспертом над проектом электронного обучающего курса

Используйте эти советы и придумывайте собственные правила, отталкиваясь от опыта, команды и проекта. Универсального рецепта не существует. Каждый курс и его создатели — уникальны.

1. Определите тип эксперта и его задачи на проекте. На этапе составления технического задания к курсу проясняется формат проекта, наличие материалов, теоретическая или практическая направленность обучения и другие детали. Они помогут понять, кого выбрать экспертом — компетентного сотрудника компании, стороннего специалиста или педагогического дизайнера, и утвердить задачи, в решении которых он будет задействован.

2. Разграничьте зоны ответственности предметного эксперта и остальных членов команды. Важно отследить, чтобы эксперт и педагогический дизайнер не отвечали за один и тот же функционал. В подобном случае стоит подумать об объединении этих ролей.

3. Ориентируйтесь на цель обучения. К примеру, в спорных моментах, когда один считает правильным давать расшифровки незнакомых слов, а другому все и так понятно, цель гласящая «Рассказать новым сотрудникам о сфере деятельности компании» разрешит разногласия и поможет сделать понятный пользователю продукт.

4. С уважением относитесь к опыту друг друга. Если в процессе работы появляются сомнения в чьей-либо компетентности, стоит обсудить опасения с менеджером проекта.

5. Скажите «Да!» обратной конструктивной связи. Будьте готовы услышать точку зрения, отличную от вашей. Поиски лучших решений в проектных командах с разным опытом — не редкость. Лучше на старте обсудить вопрос открытости и принятия и не воспринимать обратную связь на личный счет. Команда работает не для того, чтобы кого-то оценить, а чтобы сделать качественный и эффективный продукт.

Читайте также:

Как заказчикам обучения понять, нужен ли на проекте предметный эксперт.

Почему для работы над курсом лучше привлекать и предметного эксперта, и педагогического дизайнера, а в каких случаях с написанием сценария справится один из них.
Авторы: Алена майорова, Екатерина Андрюшкина
Поделиться