21 июля 2021

Предметный эксперт vs педагогический дизайнер

Екатерина Андрюшкина
Педагогический дизайнер
Понимает, как разделить ответственность между предметным экспертом и педагогическим дизайнером.

В LEVEL электронные курсы разрабатывает команда, где у каждого своя зона ответственности. Менеджер проекта — управляет процессами, педагогический дизайнер — продумывает методологию, дизайнер — визуализирует концепцию, разработчик — собирает курс. Если требуется, мы привлекаем и предметного эксперта. На стороне клиента один специалист по обучению может заниматься полным циклом разработки продукта: от сбора материалов до загрузки курса в обучающую платформу. Справедливо, что иногда заказчики сомневаются — если все может сделать один человек, зачем платить больше? Может, получится объединить функции каких-то участников разработки.

Из-за тесной взаимосвязи и схожести функционала первыми на глаза попадаются предметный эксперт и педагогический дизайнер. Объединить их работу может быть оптимальным решением, но в некоторых случаях оптимизация «выйдет боком» — увеличится бюджет на разработку курса, снизится качество курса, и, как следствие, это негативно отразится на уровне знаний сотрудников компании-заказчика обучения.

Чем отличаются задачи педагогического дизайнера и предметного эксперта, в каких случаях работу за двоих действительно может выполнить кто-то один не во вред качеству, расскажем далее.

Роль предметного эксперта в проекте

Предметный эксперт хорошо знает тему обучения, по которой разрабатывается электронный курс. У него есть подходящие теоретические и практические знания, которые транслируются пользователю.

Перечень задач предметного эксперта можно дополнять в зависимости от специфики курса и пожеланий заказчика. Но основная задача — передать свои знания пользователям. Подробнее о других задачах и о том, кто может быть предметным экспертом, я рассказала в статье.

Роль и задачи педагогического дизайнера

Педагогический дизайнер помогает предметному эксперту донести знания до пользователя через электронный курс. Чтобы достичь образовательной цели, педагогический дизайнер выполняет ряд задач:

  • изучает материалы и наработки по теме;
  • анализирует целевую аудиторию, подбирает формат обучения и стиль подачи материалов, который найдет у нее отклик;
  • выстраивает логику подачи контента;
  • использует принципы андрагогики и педагогики, которые сделают обучение эффективным.

Одна из ключевых задач педагогического дизайнера — отфильтровать информацию от эксперта, оставить самую суть и разработать логичную структуру обучения. Он обрабатывает и перекладывает данные в онлайн-формат таким образом, чтобы пользователь действительно получил знания, а не просто пролистал слайды курса. Результатом его работы является сценарий.

Предметный эксперт vs педагогический дизайнер

Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Итак, с одной стороны, у нас предметный эксперт, который хочет передать свои знания, а с другой — педагогический дизайнер, формирующий из материалов эксперта сценарий:
таблица Предметный эксперт vs педагогический дизайнер
В зависимости от компетенций специалистов, темы обучения и материалов один человек может совмещать роли педагогического дизайнера и предметного эксперта. Предложенные варианты работы имеют свои преимущества и не исключают риски. Чтобы выбрать подходящий способ разделения ответственности между предметным экспертом и педагогическим дизайнером, ориентируйтесь на исходные требования образовательного проекта.

Резюме:

1. Предметный эксперт может выполнять роль педагогического дизайнера. Чтобы качество и эффективность электронного курса при этом остались на высоте, важно, чтобы эксперт имел опыт педагогического дизайна и не страдал от «проклятия знаний».

2. Педагогический дизайнер может создать эффективный курс и без участия предметного эксперта, когда есть структурированные и понятные материалы по теме. А если матрицу и сценарий, созданные педагогическим дизайнером, оценит эксперт в предметной области, то получится создать более качественный курс.

3. Совместная работа предметного эксперта и педагогического дизайнера позволит сделать наиболее качественный электронный курс. О том, как выстроить эффективную работу этих специалистов, расскажем в следующей статье.
Автор: Екатерина Андрюшкина
Поделиться