Курс «Категорийный менеджмент» для Danone

Как научить торговых менеджеров управлять ассортиментом в товарных группах

Danone — один из крупнейших производителей свежих молочных и других продуктов в России.

В компании действует система управления ассортиментом с помощью категорийного менеджмента. Она заключается в том, что всю продукцию торгового предприятия разделяют на товарные группы или категории. Такой подход позволяет получать стабильный доход с каждого квадратного метра полки и снижать долю неликвидных товаров.

Распределение продуктов по категориям происходит с учетом потребительских предпочтений. Поэтому одна из самых важных задач категорийного менеджмента — анализ покупательского поведения.

Данный курс — часть большой программы по обучению менеджеров и специалистов департамента продаж.

У компании есть аудиторный тренинг, который проходят сотрудники из этой команды.

Категорийный менеджмент — одна из важных тем, которую нужно освоить при подготовке к тренингу. А чтобы ее упростить и закрыть большую часть запросов одним инструментом, в Danone решили создать отдельный курс.

Задача

Электронный курс дает общее представление о категорийном менеджменте, знакомит с практическими кейсами и готовит сотрудников к тренингу.

Аудитория курса — менеджеры и специалисты департамента продаж.
Курс помогает :
  • Изучить процесс совершения покупки и физический путь к ней.
  • Познакомиться с основными понятиями категорийного менеджмента и его преимуществами для производителя и ритейла.
  • Разобраться в шагах управления категорией.
  • Узнать, кто такой капитан категорий, какие роли он выполняет и чем полезен для производителя.

Формат

Мы выбрали формат интерактивного слайдового курса, в котором тексты, схемы и таблицы чередуются с видеоуроками и анимацией.
У пользователя есть рабочий инструмент — планшет. На нем он смотрит обучающие видео длительностью около двух минут
У пользователя есть рабочий инструмент — планшет. На нем он смотрит обучающие видео длительностью около двух минут
Интерактивные элементы и видеоуроки помогают:
  • Систематизировать большой объем информации и сделать ее наглядной.
  • Доступно объяснить сложные термины.
  • Сохранить интерес и внимание пользователя на протяжении всего обучения.

Сюжет и структура

Курс начинается с экскурса в историю торговли и постепенно усложняется. В нем встречаются схемы и таблицы, постоянно вводятся новые термины и аббревиатуры.
Слайд, на котором показано, как рассчитать количество единиц товара в ассортименте
Слайд, на котором показано, как рассчитать количество единиц товара в ассортименте

Капитан Катман

Чтобы сотрудники лучше вникали в тему, не утомлялись и чувствовали эмоциональную поддержку, методолог проекта создал специального персонажа. Это капитан Катман, который сопровождает человека во время обучения. Он рассказывает весь учебный материал, знакомит с интерфейсом и проверяет знания.

Катерина Решетникова,
методолог
С создания проводника и его имени начала формироваться концепция курса. В категорийном менеджменте есть термин «капитан категории». Мы оттолкнулись от этого и решили, что герой будет капитаном корабля, которого зовут Катман — это сокращение от «категорийный менеджмент». Идея делать курс на морскую тематику появилась именно из-за профессии персонажа.
Катман общается с пользователями очень доброжелательно и подбадривает их
Катман общается с пользователями очень доброжелательно и подбадривает их
Действие разворачивается на корабле, но обстановка периодически меняется. Иногда Катман стоит на палубе и рассказывает теоретический материал, а когда наступает время упражнений — место действия меняется, и пользователь переходит в рубку, где оборудован учебный класс с доской.
Навигация по курсу стилизована под морскую карту
Навигация по курсу стилизована под морскую карту
Курс состоит из 4 модулей. В любой момент участник может взять паузу, а потом вернуться и продолжить с того места, где остановился.

Дизайн

Создавался с нуля, без гайдов и наработок заказчика. Клиент хотел, чтобы в курсе попадались нестандартные решения, которые сочетаются с морской тематикой, поэтому в оформлении появились интересные детали.
Категории на слайде оформлены в виде ракушек
Категории на слайде оформлены в виде ракушек

Мария Васильева,
менеджер проекта
Дизайнер придумал нестандартные элементы, например, чтобы закрыть элемент, вместо привычного пальца нужно кликнуть на кораблик. Есть переключатель в виде судна, плывущего по волнам, а в блиц-тестах вопросы пронумерованы не цифрами, а силуэтами чаек. Это не первый проект для Danone, поэтому мы уже знали вкус клиента и согласовать такие решения было несложно.

Катерина Соколовская,
дизайнер
Раньше мы работали с клиентом по брендбуку, но в этот раз стояла задача создать что-то свежее, не полагаясь на него. Опорой для новой концепции стал градиент. Он не сильно заметен на фоне и хорошо подходит для нашего персонажа: яркого, в меру лаконичного, со слегка искаженными пропорциями и с забавным добрым лицом. Также в этом курсе мы старались уйти от стандартных кнопок, которые смотрелись бы слишком скучно.

Бывают проекты, дизайн которых приходится собирать по кусочкам, но в этом случае с самого начала обошлось без множества проб. Такой целостности удалось добиться благодаря сторителлингу и проработанной методологии: морские мотивы появляются на протяжении всего курса, а когда есть четкая тематика, работать значительно легче.

Упражнения и тесты

В курсе нет итогового тестирования. Тема категорийного менеджмента слишком объемная, поэтому общий тест получился бы сложным. К тому же, впереди сотрудников ждет аудиторный тренинг, где предстоит еще раз закрепить знания о категорийном менеджменте и отработать их.

После каждого модуля предусмотрены промежуточные тесты. Их нужно решить, чтобы перейти на следующий уровень. При этом у пользователей всегда есть право на ошибку. Заказчик попросил сделать курс с открытой навигацией, то есть обучение можно продолжить, даже если дать неправильные ответы.

Всего для участников придумали 3 варианта проверки знаний: блиц-тесты, упражнения и кейсы.
Блиц-тесты
Посреди модулей встречаются короткие тесты на 2−3 вопроса. Они помогают лучше усвоить одну небольшую тему внутри целого раздела.
Блиц-тесты — самый простой способ проверки знаний для этого курса
Блиц-тесты — самый простой способ проверки знаний для этого курса
Упражнения
Для отработки более сложных тем, разработали упражнения без вариантов ответа. Многие из них посвящены этапам категорийного менеджмента и поведению покупателей. Например, в одном из заданий нужно пройти весь путь совершения покупки вместе с клиентом.
В этом задании нужно правильно построить путь, который проходит человек, прежде чем совершить покупку
В этом задании нужно правильно построить путь, который проходит человек, прежде чем совершить покупку
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на email-рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают бизнес-симуляции или слайдовые курсы для конкретных задач. Иногда отправляем приглашения на конференции, вебинары или семинары партнеров со скидкой на участие. Присылаем письма один или два раза в месяц.
Ваш email-адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписались, а письма не приходят? Пишите на am@levellab.ru
Кейсы
Чтобы максимально погрузиться в тему и посмотреть, как работает категорийный менеджмент на практике, в курс включено несколько кейсов. В них смоделированы спорные рабочие ситуации, для решения которых участникам нужно самостоятельно принимать ответственные решения.
Пример кейса в курсе
В кейсах отрабатывают аналитические навыки. В этом задании нужно изучить ситуацию на рынке снеков и решить, выгодно ли вводить в ассортимент полезные перекусы для детей
Кейсы построены в виде тестов с экспертными комментариями. Если пользователь выбирает неверный вариант, помощник Катман подробно объясняет, почему нужно поступить иначе.
Обратная связь в курсе
Сотрудник получает знания и обратную связь, даже когда ошибается

Вадим Говоров,
разработчик
Курс получился длинным, поэтому мы постарались разнообразить его с помощью интересных и нестандартных испытаний. В этом заключалась основная сложность при верстке. Для создания интереса у пользователя нужно было составить простые и понятные в управлении упражнения.

Результат

Заказчику было важно найти такой подход, чтобы сотрудники хорошо усвоили весь массив информации и не заскучали в процессе. Совместными усилиями мы решили эту задачу: придумали подходящий формат и интересный дизайн.

Мария Васильева,
менеджер проекта
Курс «Категорийный менеджмент» — пример легкой, красивой и понятной подачи сложного материала. Нам удалось добиться такого результата благодаря удачному тандему специалистов из LEVEL и Danone. Клиент участвовал в разработке наравне со всеми и активно помогал. Именно поэтому мы быстро и без проблем согласовали все материалы.

Павел Кириленко,
старший менеджер по обучению в Danone
Курс интерактивный и простой в восприятии. Дизайн создает легенду и удерживает внимание. Понравилось, что тема подана доступно и в виде разделов. Это помогает закрепить в памяти инструменты категорийного менеджмента.

Основная команда проекта

Над курсом работали:

Мария Васильева — менеджер проекта
Катерина Решетникова — методолог курса
Екатерина Соколовская и Алена Бас — дизайнеры
Вадим Говоров — разработчик
Анна Плахотникова — корректор-тестировщик
Павел Кириленко — эксперт заказчика

Другие проекты LEVEL

Хотите заказать курс?
С 2012 года LEVEL помогает крупным компаниям обучать сотрудников через классический e-learning, бизнес-симуляции и мобильные курсы. Оставьте заявку, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.