20 АПРЕЛя 2021

Как заказчикам электронного обучения проверять сценарий курса

Так, чтобы не затянуть проверку и не выйти за рамки бюджета

Анна Плахотникова
Тестировщик программного обеспечения

Проверила 200+ сценариев и знает, на что обратить внимание заказчикам
Представьте ситуацию: заказчик попросил провайдера разработать электронный курс. Передал исходные материалы, выделил эксперта и ответил на все вопросы. Через некоторое время он получает готовый сценарий — прототип курса в виде презентации — с задачей проверить его и дать комментарии. Заказчик просматривает результат работы, идет советоваться с коллегами, начальством, тратит кучу времени на фиксацию правок, а затем отправляет огромный список комментариев компании-исполнителю.

Провайдер принимает, ужасается, но берет его в работу. После просмотра часть правок отклоняется, потому что в программе, где будет создаваться курс, такое сделать нельзя; часть — относится вовсе не к сценарию, а к дизайну; еще часть комментариев приходится обсуждать на длительных созвонах. И только несколько правок из этого большого количества вносятся без оговорок.

В итоге проект выходит из сроков и бюджета из-за длительных обсуждений, формируется список доработок и допсоглашений, увеличивается количество версий и жизнь превращается в кошмар для всех.

Как избежать долгих переговоров и бесконечных правок, на что обращать внимание при проверке самой важной части разработки — сценария — расскажем в этой статье. В конце ждет приятный бонус — чек-лист по проверке.

Три составляющие, которые нужно проверить в сценарии

Итак, вам прислали сценарий. Обратите внимание на три его важные составляющие:

1. Структура и навигация электронного курса. Пройдитесь по заголовкам слайдов: прослеживается ли логика курса? Складывается ли целостная картинка или в какой-то момент мысль теряется и вы не понимаете, где находитесь?

Проверьте, соответствует ли навигация вашим задачам: прописано ли, что по курсу можно передвигаться свободно ― не изучая каждую тему, сразу перейти в конец. Или же перемещение ограничено блокировками кнопок плеера, т. е. пользователь последовательно изучает материал, доступ предоставляется поэтапно.

Важно отследить эти моменты сейчас: удалять или переставлять местами слайды в готовой сборке сложно и трудозатратно.

Например, изначально придумали карту и последовательное прохождение разделов со сторителлингом.
карта электронного курса
В начале курса супергерой получает задание. Чтобы его выполнить, нужно пройти все испытания (модули по порядку) и выиграть суперигру в виде итогового тестирования
В финальном варианте, когда курс уже был собран, попросили разблокировать все разделы и сделать свободную навигацию. Так нарушились и концепция курса, и история.
пример карты в сценарии электронного курса
Первый и последний модули переименовали, блокировки сняли. Теперь разделы можно проходить в свободной последовательности, история с испытаниями и суперигрой потерялась
2. Персонажи и их атрибуты. Проверьте, правильно ли подобраны персонажи и прописано ли техническое задание для дизайнера. Ошибки можно поправить на этапе отрисовки слайдов, но некоторые особенности лучше подробно указать в сценарии.

Если нужно изобразить персонажей приближенно к сотрудникам компании, оставьте пометки: какой средний возраст сотрудников, кого больше в коллективе — мужчин или женщин, есть ли строгий дресс-код или допускается неформальная одежда, на «ты» или на «вы» обращаются друг к другу коллеги. Если элементы одежды и мелкие детали без особых трудностей правятся на этапе дизайна, то заменить мужчину на женщину уже сложнее — потребуется переформулировать реплики и обращения.

Например, в курсе по сценарию в компанию приходит новый сотрудник, которого нужно ввести в должность тестировщика. В качестве референса методолог подобрал иллюстрацию с персонажем-мужчиной. Но выясняется, что в компании заказчика весь отдел тестирования состоит из девушек и ситуация в курсе не соотносится с реальностью.
3. Формулировки. Оцените, поймет ли текст целевая аудитория. Если в компании работает много иностранцев, то не стоит использовать в электронном курсе сложные синтаксические конструкции или, к примеру, пословицы. Стоит поменять формулировки, что-то упростить, исключить неформальную лексику. Такие вещи лучше исправлять в сценарии, иначе в дизайне нужно будет менять верстку.

Например, профессионализмы и сленг лучше убрать, а все аббревиатуры расшифровать, чтобы любой сотрудник понял, о чем идет речь. Сокращайте текст и убирайте лишние блоки, если можно рассказать о теме лаконичнее.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Как собрать замечания и передать их провайдеру

1. Уточните, что нужно исправить, предложите замену. У тестировщиков, например, есть целый список правил хорошего тона при описании ошибок. Ими можно пользоваться и при проверке сценария. Так, сокращение лишнего и однозначность помогут специалистам быстрее обработать замечание, а значит сэкономить время.
разработка электронного курса
Но главное, помните: провайдер — эксперт в e-learning, а вы — в теме электронного курса. Поэтому важно подчеркнуть все детали, которые можете знать только вы
2. Не вносите исправления в текст сценариста. Используйте режим комментариев или заметок. Это важно для того, чтобы провайдер мог отследить все исправления и не пропустить ни одной детали. Если удобно, составьте отдельный документ с описаниями правок и скриншотами.
разработка курсов дистанционного обучения
Антипример и пример правок в сценарии
3. Делайте четкие скриншоты с пометками. Если вы решили вынести все комментарии в отдельный документ, составляйте подробное описание. А чтобы избежать большего количества итераций и уточняющих созвонов — прикрепляйте полные и четкие скриншоты к замечаниям.
разработка электронного учебного курса
Скриншоты можно создать с помощью бесплатной программы Lightshot или FireShot

Как проверить готовый курс:
чек-лист

В качестве резюме составили чек-лист проверки готового курса. Пользуйтесь им при проверке и приемке электронного курса, чтобы не пропустить ошибки:

  1. Проверьте структуру и навигацию курса. Задайте себе вопросы: стоят ли слайды в нужной последовательности? Прослеживается ли логика курса? Уместны ли прописанные блокировки или нужно сделать прохождение курса свободным?
  2. Проследите, чтобы все персонажи были максимально приближены к реальности.
  3. Оцените формулировки на предмет того, поймет ли их ваша целевая аудитория.
  4. Опишите свое замечание как можно более подробно.
  5. Не вносите исправления в сценарий, используйте режим комментариев, заметки или отдельный документ.
  6. Делайте полные и четкие скриншоты с пометками, если это необходимо.
Автор: анна плахотникова
Поделиться