31 июля 2020

Мифы о разработке электронных курсов: как испортить курс и спустить бюджет

Яна Гребенюк
Педагогический дизайнер

Взаимодействует с заказчиками обучающих продуктов во время разработки и контроля качества методологии. Знает, какие представления о разработке ложные.

Миф № 4. Главное — результатом доволен заказчик

Заказчик играет очень важную роль при создании курса. Именно он дает нужную информацию, рассказывает в деталях суть процесса его бизнеса, что хочет получить от проекта. Заказчик может поставить задачу специалисту, но вряд ли объективно и широко оценит качество курса, потому что мыслит другими категориями. Он не целевая аудитория.

Возьмем для примера видео с YouTube-канала Crash Zone, где пилот проводит голосовой инструктаж стюардессы по посадке самолета:
В видео мы слышим, как пилот формулирует команды и с каким трудом его понимает сотрудница. То, что для него просто и понятно, для нее сложно и запутанно. Стюардесса вынуждена постоянно задавать уточняющие вопросы, чтобы все сделать правильно.

При оценке курса любой заказчик может попасть в ловушку «проклятия знания» — это когда человек думает, что другие люди знают то же, что и он. Но на практике дела обстоят иначе: он не может выступать в роли своеобразной фокус-группы, способной оценить доступность и полезность материалов курса. Потому что заказчик выполняет совершенно другую работу, у него другой опыт, другие проблемы, интересы, ценности и ориентиры. Не являясь фокус-группой, нельзя в полной мере оценить, что полезно, а что нет. Что убрать из курса, а что оставить.

Если сделать курс, основываясь только на предпочтениях заказчика, то есть риск получить продукт, который не учитывает особенности целевой аудитории и не отвечает ее потребностям. А это значит, что курс не поможет обучающимся и не решит бизнес-задачи обучения. Время и бюджет потрачены, а проблема осталась.
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Что делать

Чтобы избежать подобной ошибки, отслеживайте метрики. Они покажут, на каком этапе электронного обучения уходит пользователь, на что во время обучения он тратит больше времени, а на что меньше. На основании собранных данных можно доработать курс: добавить новые модули или упростить уже существующие.

Кто будет делать курс?

Еще очень важная роль заказчика в том, что именно он выбирает, кто будет делать курс — исполнитель или специалист.

Исполнитель. Это человек, который все делает четко по ТЗ. Он не задает лишних вопросов, не предлагает свои решения. Не вникает в задачу в рамках всего проекта и не думает об общем результате курса. Его работа ограничивается четкими функциями в рамках узкой задачи. Он — технический исполнитель.

Специалист. У него абсолютно другой уровень осознанности. Он смотрит на задачу в комплексе. Думает о пользе для обучающихся, примеряет разные варианты и форматы курса. При разработке специалист делает акцент на решение проблем целевой аудитории. К каждому элементу курса он подходит с позиции «а какую задачу решает эта деталь». Для него главное — смысл, какую задачу решает курс и что будет в перспективе.

Качество обучения во многом зависит от того, кто будет с ним работать: исполнитель или специалист. И заказчику нужно определиться с этим перед началом создания курса.

Продолжение

Последний миф будет о свободной навигации.
Поделиться