13 АПРЕЛя 2021

Бизнес-симуляции: что это, какие задачи решают, плюсы и ограничения

Дмитрий Кошелев
Генеральный директор LEVEL

Разрабатывает обучающие игры
с 2012 года
В широком смысле бизнес-симуляция — это деловая игра на заданную тему. Она может проходить в виде онлайн- или офлайн-тренинга. В этой статье мы расскажем о бизнес-симуляции как о компьютерной игре, которая моделирует реальные бизнес-процессы конкретной компании. Например, продуктовый магазин или склад со штатом сотрудников или металлургическое предприятие с двухэтапным производством, участием в тендерных закупках и финансовыми отчетами.

Зачем компании используют бизнес-симуляции

1. Оценить знания сотрудников с помощью метрик, встроенных в симуляцию. Например, в бизнес-симуляции Retail Game пользователь выступает в роли директора продуктового магазина.
пример бизнес-симуляции
Задачи игрока — нанимать и обучать сотрудников, работать с поставщиками и проблемными покупателями, следить, чтобы на полках лежали свежие и качественные товары
В ходе симуляции пользователь проходит мини-игры, где требуется проанализировать ситуацию, решить, какие задачи важно выполнить в первую очередь.

В конце симуляции выводятся метрики, которые показывают, как человек справился с заданиями. Среди них — средний чек, маржа, потери и списания, товарооборот и уровень клиентского сервиса.
бизнес-симуляция retail game
Кроме финансовых показателей, можно посмотреть, насколько эффективно пользователь работал с товаром, клиентами, сотрудниками. Статистика показывает области, которые нужно подтянуть

2. Обучить без рисков для компании. В ходе симуляции пользователи выполняют задания, благодаря которым учатся:

  • принимать решения по управлению сотрудниками и процессами;
  • реализовывать конкретные процессы, к примеру, найм и обучение сотрудников;
  • мыслить стратегически;
  • развивать отношения с клиентами и партнерами.

Представьте ситуацию: для руководителей дополнительных офисов «Газпромбанка» вышел новый «Стандарт менеджмента». Чтобы его эффективно внедрить и показать, как следование «Стандарту» влияет на работу, мы разработали бизнес-симуляцию.

Задача пользователя — выполнить ежемесячный план продаж и набрать максимум баллов по разным показателям. Чтобы достичь цели, нужно грамотно планировать задачи на день, анализировать текущие показатели, изучать информацию о сотрудниках и планах продаж, решать реальные бизнес-кейсы.
симуляция для Газпромбанка
Каждое действие пользователя отражается на показателях. Он сразу понимает, насколько удачное решение он принял и как оно повлияло на работу отделения
Вот другие проекты, которые показывают, какие конкретные задачи можно решить с помощью бизнес-симуляций:

 — Обучение стажеров и ввод в должность новых менеджеров. Благодаря симуляции сотрудники «Юлмарт» видят, как работает склад, и быстрее вливаются в работу.

 — Отработка управленческих навыков в безопасной среде. В жанре пошаговой стратегии руководители гипермаркетов OBI учатся управлять персоналом, продажами и сервисами, логистикой, администрацией.

 — Управление экономикой металлургического предприятия. Цель симуляции — помочь студентам ВУЗа научиться управлять производственным процессом.

Плюсы бизнес-симуляций

1. Позволяют отработать полученные знания и навыки в безопасных условиях. В ходе игры пользователь принимает решения и видит их последствия, которые никак не повлияют на реальную компанию.

2. Собирают о пользователях данные, которые помогают выявить пробелы в знаниях. В конце игры можно изучить полученную информацию, а в некоторых симуляциях еще и рекомендации для дальнейшего развития.

3. Максимально вовлекают и мотивируют пользователей пройти обучение до конца. Это происходит за счет того, что бизнес-симуляция разрабатывается под конкретную компанию и поэтому повторяет привычную среду для пользователя, который, в свою очередь, понимает, как может влиять на компанию и приносить ей пользу. Это мотивирует продолжать обучение.
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ограничения

1. Разработка бизнес-симуляции стоит дороже и занимает больше времени, чем создание электронных курсов. На стоимость и сроки исполнения влияет объем работы, которую нужно провести, чтобы создать игру. Мы писали о том, как создаются бизнес-симуляции. Если коротко, то сначала исследуются задачи клиента, затем — работа и бизнес-процессы в его компании. Так появляется основа будущей симуляции.

После подготовительной работы мы составляем техническое задание. В нем описываем будущих пользователей симуляции и список навыков, которые нужно развить или оценить. Кроме этого, в задании описываем технические ограничения. Например, устройства, на которых симуляция должна работать.

Когда техническое задание готово, мы начинаем разрабатывать концепцию. В ней описываем, какие будут основные экраны, сюжет, фабула, механизмы тестирования и оценки прогресса пользователя, игровые механики, инструменты вовлечения, основной игровой и учебный циклы.

После этого приступаем к реализации. Мы оцениваем сроки, пишем код, разрабатываем дизайн и готовим тексты. Каждая задача проходит несколько итераций. Чтобы сделать бизнес-симуляцию, нужна большая команда и несколько месяцев работы. Из этого складывается бюджет на разработку.

2. Бизнес-симуляции подходят не для всех задач. Для крупной компании, которой нужно обучать управленцев, бизнес-симуляция, скорее всего, будет лучшим решением. Малому бизнесу нет смысла тратить миллионы, чтобы обучить небольшой штат сотрудников. Для их задач есть более подходящие форматы, например, электронные курсы, о которых мы рассказывали ранее.

Кратко о том, чему можно научить с помощью бизнес-симуляций:

1. Навыки управления.
2. Стратегическое планирование.
3. Бизнес-процессы и производственный цикл компании.
4. Корпоративная культура.
5. Устройство компании.
6. Принципы взаимодействия разных подразделений.
Авторы: дмитрий кошелев, лариса васина
Поделиться