17 ЯНВАРЯ 2022

«Путешествие героя» в обучающих курсах

Валентина Савельева
Старший педагогический дизайнер


Что объединяет мифологию разных стран, детские сказки и известные киносаги, такие как «Звездные войны», «Властелин колец» или «Гарри Поттер»? Ответ прост — единая структура сюжета, которую называют «мономиф» или «путешествие героя». В этой статье мы разберем, что из себя представляет такая схема повествования и как педагогическим дизайнерам применять ее в работе.

Историческая справка

Откуда вообще взялся «мономиф»? Впервые его описал американский исследователь Джозеф Кэмпбелл еще в середине двадцатого века. В книге «Тысячеликий герой» он представил универсальную структуру сюжета, которая повторяется в мифах, религиях и фольклоре разных народов и эпох.

Популяризировал идеи Кэмпбелла режиссер Джордж Лукас, когда создал на их основе фильм «Звездные войны». Однако окончательная трансформация «путешествия героя» в рабочий инструмент пишущего человека произошла благодаря продюссеру Кристоферу Воглеру. Он сократил и осовременил структуру Кэмпбелла, превратив ее в практическое руководство по созданию сценариев.

Именно версию Воглера мы рассмотрим в этой статье.

Структура «путешествия героя»

Согласно теории Воглера, «путешествие героя» состоит из 12 этапов. Рассмотрим каждый из них на примере истории Гарри Поттера.
Этап 1. Обычный мир
Здесь описан герой на фоне обстоятельств или личной истории. Его сознание ограничено некими рамками.

Пример: Гарри Поттер живет в чулане под лестницей на Тисовой улице. Он еще не знает про мир волшебников и считает себя обычным мальчиком.
Этап 2. Зов к странствиям
В какой-то момент положение дел меняется. Герой уже понимает необходимость перемен, но по какой-то причине не осуществляет их.

Пример: Гарри получает загадочное письмо, но Вернон Дурсль не дает ему его прочитать.
Этап 3. Отвержение зова
Герой сопротивляется переменам и не принимает зов из-за внутренних терзаний или внешних обстоятельств.

Пример: сначала Дурсль мешает Гарри прочесть письмо, а потом мальчик и сам не верит в свои магические способности.
Этап 4. Встреча с наставником
Герой находит источник храбрости и мудрости в лице наставника и понимает свою силу.

Пример: Хагрид вручает Гарри письмо и рассказывает про мир волшебников.
Этап 5. Преодоление первого порога
Герой решается на перемены и покидает обычный мир.

Пример: Гарри покидает мир маглов и отправляется с Хагридом в Косой переулок.
Этап 6. Испытания, союзники, враги
Герой исследует новый мир, проверяет свои возможности, находит друзей и приобретает врагов.

Пример: Гарри приспосабливается к жизни в мире волшебников. У него появляются друзья — Рон и Гермиона и враги — Драко Малфой и Северус Снейп.
Этап 7. Приближение к сокрытой пещере
Герой и его союзники готовятся к серьезным переменам.

Пример: Гарри, Рон и Гермиона узнают о философском камне и планируют защитить его от Снейпа. Они пробираются к люку, который охраняет трехголовая собака Пушок, проходят комнаты с дьявольскими силками, летающими ключами и волшебными шахматами.
Этап 8. Главное испытание
На середине истории происходит переломный момент, в котором герой противостоит страху или встречается со смертью. Его сознание меняется, прежняя личность отступает и рождается новая.

Пример: Гарри попадает в комнату с зеркалом Еиналеж и узнает, что за камнем охотится Квирелл, а не Снейп.
Этап 9. Награда
Герой завладевает сокровищем, но в любой момент может его лишиться.

Пример: философский камень оказывается в кармане у Гарри, но оказывается, что в теле Квирелла находится Волан-де-Морт.
Этап 10. Обратный путь
Герой возвращается домой. Часто его преследуют, он сталкивается с новыми искушениями и иногда даже поддается им.

Пример: Волан-де-Морт пытается сначала склонить Гарри на свою сторону, а потом отобрать камень силой.
Этап 11. Возрождение
Кульминация истории, разрешение конфликтов, заданных в начале.

Пример: Дамблдор спасает Гарри. Позже, в больнице, он рассказывает, что Волан-де-Морт не смог причинить Гарри вреда из-за материнской любви.
Этап 12. Возвращение
Герой возвращается в обыденный мир в новом качестве, он обретает спокойствие и эмоциональную зрелость.

Пример: Гарри возвращается на Тисовую улицу в свой чулан под лестницей, но уже в статусе волшебника.
Особенность «путешествия» Воглера в том, что он описывает не только события во внешнем мире, но и внутреннюю трансформацию, личностный рост героя. Это придает истории глубину и достоверность.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Применение «путешествия героя» в педагогическом дизайне

Педагогические дизайнеры постоянно рассказывают истории. Они используют их, чтобы связать обучающий контент в единое целое, проиллюстрировать сложные темы, привлечь внимание к важной проблеме или даже проверить знания.

«Путешествие героя» делает интересными даже самые простые из этих историй, помогает подсветить важные моменты, увлечь аудиторию и вызвать ее сопереживание. Для примера разберем историю Степана, который остался без зеленого горошка в канун Нового года и не приготовил традиционный оливье, но это не испортило ему праздник. Вот как это могло быть рассказано через «путешествие героя»:
У Степана есть традиция — каждый Новый год он готовит огромный таз оливье на всю семью. В этом году Степан решил не идти за продуктами сам и воспользовался доставкой. Утром 31 декабря курьер привез все, что нужно для салата: майонез, яйца, картошку, колбасу, огурцы… Но не горошек!

Оказалось, что последнюю банку забрали буквально за минуту до того, как Степан оформил заказ. В магазинах по соседству горошка тоже не оказалось, и в единственном на весь город гипермаркете Степана ждала неудача.

Он уже совсем отчаялся, как вдруг раздался телефонный звонок. «Подумаешь, оливье, — раздался из трубки голос жены. — Главное, что вся семья в сборе. Возвращайся скорее, мы тебя очень ждем!»

«И правда, чего это я!» — Степан поспешил домой. Несмотря на неудачу с горошком, он отлично провел этот Новый год с близкими. Ведь главный ингредиент праздника — вовсе не оливье.
Заметьте, здесь нет описания всех 12 этапов в нужной последовательности, но «путешествие» кажется состоявшимся. Почему так?

«Путешествие героя» — не строгий шаблон или свод правил, а скорее рецепт хорошей истории, который можно и нужно трансформировать под свои потребности. А не упустить суть в процессе изменений помогают две составляющие:


  • общая сюжетная схема, которая предполагает знакомство с обычным миром героя и выход из него, испытания, трансформацию и возвращение обратно в новом статусе
  • изменения во внутреннем мире героя, которые идут параллельно с внешними

Вместо заключения

О «путешествии героя» говорят так много и его используют так часто, что иногда оно кажется единственно возможной структурой сюжета. Но это не так: есть много других способов рассказать историю, и эта статья не призывает от них отказаться. Поэтому закончу советом, который Дамблдор дал Гарри Поттеру, передавая ему мантию-невидимку: «Используй ее с умом».
Автор: Валентина савельева
Поделиться
Узнавайте первыми
Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.
Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Интересное по теме