17 ЯНВАРЯ 2022

«Путешествие героя» в обучающих курсах

Валентина Савельева
Старший педагогический дизайнер


Что объединяет мифологию разных стран, детские сказки и известные киносаги, такие как «Звездные войны», «Властелин колец» или «Гарри Поттер»? Ответ прост — единая структура сюжета, которую называют «мономиф» или «путешествие героя». В этой статье мы разберем, что из себя представляет такая схема повествования и как педагогическим дизайнерам применять ее в работе.

Историческая справка

Откуда вообще взялся «мономиф»? Впервые его описал американский исследователь Джозеф Кэмпбелл еще в середине двадцатого века. В книге «Тысячеликий герой» он представил универсальную структуру сюжета, которая повторяется в мифах, религиях и фольклоре разных народов и эпох.

Популяризировал идеи Кэмпбелла режиссер Джордж Лукас, когда создал на их основе фильм «Звездные войны». Однако окончательная трансформация «путешествия героя» в рабочий инструмент пишущего человека произошла благодаря продюссеру Кристоферу Воглеру. Он сократил и осовременил структуру Кэмпбелла, превратив ее в практическое руководство по созданию сценариев.

Именно версию Воглера мы рассмотрим в этой статье.

Структура «путешествия героя»

Согласно теории Воглера, «путешествие героя» состоит из 12 этапов. Рассмотрим каждый из них на примере истории Гарри Поттера.
  • Этап 1. Обычный мир
    Здесь описан герой на фоне обстоятельств или личной истории. Его сознание ограничено некими рамками.

    Пример: Гарри Поттер живет в чулане под лестницей на Тисовой улице. Он еще не знает про мир волшебников и считает себя обычным мальчиком.
  • Этап 2. Зов к странствиям
    В какой-то момент положение дел меняется. Герой уже понимает необходимость перемен, но по какой-то причине не осуществляет их.

    Пример: Гарри получает загадочное письмо, но Вернон Дурсль не дает ему его прочитать.
  • Этап 3. Отвержение зова
    Герой сопротивляется переменам и не принимает зов из-за внутренних терзаний или внешних обстоятельств.

    Пример: сначала Дурсль мешает Гарри прочесть письмо, а потом мальчик и сам не верит в свои магические способности.
  • Этап 4. Встреча с наставником
    Герой находит источник храбрости и мудрости в лице наставника и понимает свою силу.

    Пример: Хагрид вручает Гарри письмо и рассказывает про мир волшебников.
  • Этап 5. Преодоление первого порога
    Герой решается на перемены и покидает обычный мир.

    Пример: Гарри покидает мир маглов и отправляется с Хагридом в Косой переулок.
  • Этап 6. Испытания, союзники, враги
    Герой исследует новый мир, проверяет свои возможности, находит друзей и приобретает врагов.

    Пример: Гарри приспосабливается к жизни в мире волшебников. У него появляются друзья — Рон и Гермиона и враги — Драко Малфой и Северус Снейп.
  • Этап 7. Приближение к сокрытой пещере
    Герой и его союзники готовятся к серьезным переменам.

    Пример: Гарри, Рон и Гермиона узнают о философском камне и планируют защитить его от Снейпа. Они пробираются к люку, который охраняет трехголовая собака Пушок, проходят комнаты с дьявольскими силками, летающими ключами и волшебными шахматами.
  • Этап 8. Главное испытание
    На середине истории происходит переломный момент, в котором герой противостоит страху или встречается со смертью. Его сознание меняется, прежняя личность отступает и рождается новая.

    Пример: Гарри попадает в комнату с зеркалом Еиналеж и узнает, что за камнем охотится Квирелл, а не Снейп.
  • Этап 9. Награда
    Герой завладевает сокровищем, но в любой момент может его лишиться.

    Пример: философский камень оказывается в кармане у Гарри, но оказывается, что в теле Квирелла находится Волан-де-Морт.
  • Этап 10. Обратный путь
    Герой возвращается домой. Часто его преследуют, он сталкивается с новыми искушениями и иногда даже поддается им.

    Пример: Волан-де-Морт пытается сначала склонить Гарри на свою сторону, а потом отобрать камень силой.
  • Этап 11. Возрождение
    Кульминация истории, разрешение конфликтов, заданных в начале.

    Пример: Дамблдор спасает Гарри. Позже, в больнице, он рассказывает, что Волан-де-Морт не смог причинить Гарри вреда из-за материнской любви.
  • Этап 12. Возвращение
    Герой возвращается в обыденный мир в новом качестве, он обретает спокойствие и эмоциональную зрелость.

    Пример: Гарри возвращается на Тисовую улицу в свой чулан под лестницей, но уже в статусе волшебника.
Особенность «путешествия» Воглера в том, что он описывает не только события во внешнем мире, но и внутреннюю трансформацию, личностный рост героя. Это придает истории глубину и достоверность.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Применение «путешествия героя» в педагогическом дизайне

Педагогические дизайнеры постоянно рассказывают истории. Они используют их, чтобы связать обучающий контент в единое целое, проиллюстрировать сложные темы, привлечь внимание к важной проблеме или даже проверить знания.

«Путешествие героя» делает интересными даже самые простые из этих историй, помогает подсветить важные моменты, увлечь аудиторию и вызвать ее сопереживание. Для примера разберем историю Степана, который остался без зеленого горошка в канун Нового года и не приготовил традиционный оливье, но это не испортило ему праздник. Вот как это могло быть рассказано через «путешествие героя»:
У Степана есть традиция — каждый Новый год он готовит огромный таз оливье на всю семью. В этом году Степан решил не идти за продуктами сам и воспользовался доставкой. Утром 31 декабря курьер привез все, что нужно для салата: майонез, яйца, картошку, колбасу, огурцы… Но не горошек!

Оказалось, что последнюю банку забрали буквально за минуту до того, как Степан оформил заказ. В магазинах по соседству горошка тоже не оказалось, и в единственном на весь город гипермаркете Степана ждала неудача.

Он уже совсем отчаялся, как вдруг раздался телефонный звонок. «Подумаешь, оливье, — раздался из трубки голос жены. — Главное, что вся семья в сборе. Возвращайся скорее, мы тебя очень ждем!»

«И правда, чего это я!» — Степан поспешил домой. Несмотря на неудачу с горошком, он отлично провел этот Новый год с близкими. Ведь главный ингредиент праздника — вовсе не оливье.
Заметьте, здесь нет описания всех 12 этапов в нужной последовательности, но «путешествие» кажется состоявшимся. Почему так?

«Путешествие героя» — не строгий шаблон или свод правил, а скорее рецепт хорошей истории, который можно и нужно трансформировать под свои потребности. А не упустить суть в процессе изменений помогают две составляющие:


  • общая сюжетная схема, которая предполагает знакомство с обычным миром героя и выход из него, испытания, трансформацию и возвращение обратно в новом статусе
  • изменения во внутреннем мире героя, которые идут параллельно с внешними

Вместо заключения

О «путешествии героя» говорят так много и его используют так часто, что иногда оно кажется единственно возможной структурой сюжета. Но это не так: есть много других способов рассказать историю, и эта статья не призывает от них отказаться. Поэтому закончу советом, который Дамблдор дал Гарри Поттеру, передавая ему мантию-невидимку: «Используй ее с умом».
Автор: Валентина савельева
Поделиться

Интересное по теме