16 июня 2021

Надеть «тапки» эксперта, пойти в кофейню и слепить фигурки из пластилина: 10 лайфхаков, которые помогают в работе педагогическим дизайнерам

Екатерина Решетникова
Старший педагогический дизайнер

Старается сделать процесс работы легким и приятным
В первой части статьи педагогические дизайнеры LEVEL поделились секретами эффективной самоорганизации. Во второй части я раскрою лайфхаки, которые помогают нам в процессе разработки курса. Лайфхаки рассмотрим в рамках работы педагогического дизайнера на проекте.

1. Изучение исходных материалов и подготовка к брифу

Организовать рабочее пространство проекта. Каждый новый проект — неизвестность. Мы погружаемся в новую тему, знакомимся с экспертами, начинаем разрабатывать электронный курс. К тому же изучение исходных материалов — это когнитивно сложная задача. Методологу нужно не только разобраться в новой теме, но и успеть перед брифом понять, достаточно ли предоставленных материалов для раскрытия темы.

Когда человек сталкивается со множеством новых и сложных неизвестных, он начинает тревожиться и стремится оттянуть выполнение задачи. Чтобы войти в новый проект легко и без тревоги, начинайте с простейших действий. Такими действиями могут быть создание и организация рабочего пространства, в котором вы будете разрабатывать проект.

Если вы фанат Trello, то можете организовать там доски под каждый проект. Помимо карточек с заданиями вы можете разместить и закрепить карточки со ссылками на нужные документы. Если вам доставляет удовольствие перетаскивать карточки из списка «Запланировано» в «Сделано», то не отказывайте себе в нем :)
доска в Trello
Так может выглядеть доска по написанию этой статьи
Писать краткий пересказ инструкций. Есть особенная категория курсов — производственные курсы-инструкции для работников заводов. Как правило, исходными материалами к таким курсам становятся многочисленные инструкции и СОПы. Эти объемные документы написаны сложным языком и насыщены специфическими терминами. Чтобы справиться с таким материалом, мы пишем заметки на полях.

Надеть туфли на первый созвон с заказчиком. Переход на удаленку освободил нас от необходимости продумывать наряды в офис. Казалось бы, мы облегчили работу мозга, но не тут то было. Представьте, у вас первый конференц-колл с контрагентом по важному проекту — а вы сидите перед компьютером в пижаме единорога. Будет ли у вас рабочий настрой? Только если вы проводите переговоры с дирекцией Диснейленда :)

Создать правильный рабочий настрой помогает не только подготовка, но и подобающий внешний вид. На первые переговоры с заказчиком я не только одеваюсь и крашусь как в офис, но и обуваю туфли. Я буквально встаю в «тапки» эксперта — и все проходит как по маслу. Для мужчин сработает надеть рубашку и брюки и обуться в деловые туфли.

2. Подготовка матрицы

Наметить последовательность разделов и настроить формулы. Чаще всего после брифа с заказчиком педагогические дизайнеры приступают к подготовке матрицы курса. В матрице закладывается структура курса: последовательность блоков и тем внутри блоков. Это важный этап работы, поэтому здесь методолога может подкараулить страх чистого листа.

Один из способов побороть страх — это начать с малого. Создать документ -> сделать шапку будущей матрицы -> написать первые пару строк (титульный слайд, туториал и welcome-слайд, как правило, присутствуют во всех курсах). Если уже понятно, из каких блоков состоит курс, то их также можно обозначить. Заодно настроить формулы подсчета слайдов и времени на прохождение курса.

Эти простые манипуляции помогут снять страх и начать прорабатывать непосредственно структуру курса. А чтобы повысить качество проработки, смотри следующий лайфхак.

Сделать отдельный лист с вводными данными. Как правило, методологи пишут в шапке матрицы цели на курс. Я предлагаю выносить эти цели на отдельный лист перед матрицей. А заодно прописать название курса, целевую аудиторию, особенности и планируемое количество слайдов.

Такое краткое саммари поможет вам выстраивать контент так, чтобы он помогал достигать целей и был интересен целевой аудитории. А планируемое количество слайдов установит ограничения и напомнит, что в случае сильного превышения лимита нужно обратиться к менеджеру курса.
вводный лист матрицы
Это вводный лист матрицы курса для инженеров-химиков про правила работы в соответствии со стандартами GLP — Надлежащей Лабораторной Практики

3. Подготовка сценария

Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Настроить образец слайдов. Матрица согласована, ура! Самое время создавать сценарий электронного курса. И здесь методолог также может столкнуться со страхом чистого листа.

Как и на этапе матрицы, страх убирают простые действия, которые не относятся к задаче напрямую. В случае со сценарием я начинаю с подготовки образца слайдов — макета слайда с настроенными шрифтами заголовка и основного текста, плеером, выравниванием элементов и направляющими. Образец слайдов ускоряет разработку сценария, так как он снимает необходимость каждый раз настраивать основные элементы на слайде. Такой сценарий выглядит аккуратно и работает на ваш имидж профессионала.
образец слайда
В образце слайдов для курсов Danone настроены шрифты заголовков и основного текста, добавлен плеер и выставлена разметка. Свойства этих элементов не будут редактироваться в ходе разработки сценария
Объяснить кому-то сложный контент. Иногда мы работаем с очень сложными темами — финансовая аналитика, работа в шахтах, химический состав лекарств… Это специфические темы, в которых очень важно взаимодействие с предметным экспертом. Если после разговора с экспертом какой-то контент все еще вводит нас в ступор, то хороший способ понять его — это объяснить тему коллеге, руководителю, кому-то из друзей или членов семьи.
Алексей Козлов
Алена Майорова, руководитель отдела педагогического дизайна
Тут мне вспоминается старый анекдот:

— Ну и группа мне в этом году попалась тупая!
 — А что так?
 — Представляешь себе, объясняю теорему — не понимают! Объясняю второй раз — не понимают! В третий раз объясняю, и сам уже понял. А они не понимают…

Если есть возможность, то лучше найти человека, готового вас выслушать, и попытаться объяснить ему материал, над которым сейчас работаете. Если такого человека не нашлось — не страшно, подключайте воображение. Мысленно представьте такого слушателя или выберите на его роль домашнего питомца, любой предмет. Смысл в том, чтобы вслух проговорить ваши мысли. Это поможет прояснить суть и установить недостающие связи. Если мы не можем что-то объяснить, то и на слайде это не выразим внятно.
Пойти в кофейню, если чувствуешь затык. Практически каждый методолог сталкивался с творческим кризисом — не идет слайд, не нравятся интерактивы, нет вкусных идей визуализации… В таких случаях помогает смена обстановки. Я люблю откладывать сложный слайд на следующий день и продолжать разработку более простых слайдов. А на следующий день с ноутбуком под мышкой иду работать в любимую кофейню. И слайд сразу же получается.
работа в кофейне
Под флэт уайт на овсяном молоке и брауни с арахисовым маслом работается бодрее. Рецепт неточный, ингредиенты подбирайте по своим предпочтениям ;)
Дело в том, что смена места помогает стимулировать творческую активность. Рабочий стол, за которым мы обычно сидим, задает определенный темп и условия работы. И эти условия не всегда способствуют творчеству. Иногда достаточно поменять позу или положение кресла, чтобы в буквальном смысле взглянуть на задачу под новым углом и запустить творческий поток.

Если же нет возможности пойти в кофейню (привет, COV… медвед), то есть домашний лайфхак. На одном из созвонов командой педагогических дизайнеров мы выяснили, что у каждого на столе есть «творческий уголок». Кто-то лепит из пластилина, кто-то рисует, кому-то нравятся антистресс-игрушки. Такая смена активности не только стимулирует творческий поток, но и украшает стол и радует глаз.
Запастись 6 шляпами и примерить каждую. Речь идет про 6 шляп мышления Эдварда де Боно. Во время разработки сценария методологи переодеваются из белой шляпы фактов в зеленую шляпу креатива и обратно. Информационная белая шляпа помогает сделать проект понятным и последовательным, а креативная зеленая — преподнести его наглядно и интересно.

Помимо белой и зеленой, мы время от времени надеваем и остальные шляпы. Каждая из них помогает взглянуть на проект под новым углом:

Эмоциональная красная шляпа помогает вжиться в роль пользователя и понять, будет ли ему понятна и интересна та или иная идея.

Осторожная черная шляпа поможет взглянуть на проект критически и увидеть, какие части нуждаются в доработке или переработке.

Оптимистичная желтая шляпа помогает увидеть достоинства проекта. В дальнейшем это поможет представить и аргументировать свои идеи в разговоре с заказчиков, а также оценить наш проект и порадоваться хорошо проделанной работе.

Организованная синяя шляпа помогает организовать работу, будь то изучение материалов, разработка матрицы или подготовка сценария. Например, в ситуации со сложным слайдом эта шляпа подскажет, что лучше не терять время и перейти к более простому слайду.

Расставить fun-точки. Сценарий написан, работа педагогического дизайнера закончена? Нет. Если позволяет время, методологи открывают сценарий и начинают расставлять fun-точки. В нашем понимании, fun-точки — это мелочи, которые добавляют сценарию неформальности, озорства, веселья. Они не работают напрямую на бизнес-цель или учебные цели курса. При этом они позволяют добавить курсу живости, тем самым вовлекая пользователя в процесс обучения.

Что поможет в работе:

1. Начните новый проект с простой и небольшой задачи.
2. Если работаете удаленно и хотите настроиться на рабочий лад, попробуйте переодеться в офисную одежду.
3. Делайте краткий пересказ сложных исходных материалов от клиента.
4. Разбейте работу с матрицей и сценарием курса на несколько подзадач.
5. Пробуйте доступно объяснить сложную и новую тему коллегам или друзьям, чтобы понять ее.
6. Поменяйте обстановку и отвлекитесь на хобби, если нет вдохновения или просто устали.
7. Не забывайте о 6 шляпах Эдварда де Боно и fun-точках, которые разнообразят курс.
Автор: ЕКАТЕРИНА РЕШЕТНИКОВА
Поделиться