Электронный курс о поиске работы для благотворительного фонда «Система»

Как с помощью сторителлинга и геймификации научить школьников и студентов составлять резюме и находить работу

О клиенте

БФ «Система» — благотворительный фонд, который помогает решать социальные проблемы с помощью современных технологий.

Одна из целей — дать людям возможность профессионального развитиям независимо от возраста, пола и места жительства. Для этого фонд реализует социальные проекты в области образования, культуры и просвещения в 73 регионах России.

Проблема

Благотворительный фонд «Система» запустил программу «Лифт в будущее», с помощью которой можно выбрать профессию и получить дополнительное образование.

В дополнение к этой программе нужен был курс для тех, кто выходит на рынок труда. Цель курса — помочь подготовиться к миру вакансий, профессий и работодателей.

Задача

Обучить школьников и студентов составлять резюме, писать сопроводительные письма и искать подходящие вакансии.

Решение

Перед разработкой команда проекта проанализировала другие курсы программы. Оказалось, что большая часть из них идет в формате видеозаписей лекций. В них преподаватель рассказывает теорию, а практику почти не дает.

Такой формат не всегда эффективен для обучения взрослых, потому что не все могут дослушать лекцию до конца и запомнить всю информацию.

Выбрали модель обучения, которая помогает запомнить больше информации

Для лучшего восприятия информации мы построили курс по методу Колба. Этот метод эффективен для обучения взрослых и помогает формировать знания через опыт: человек сначала пробует что-то сделать, потом анализирует действия, после этого изучает теорию и закрепляет на практике.

Вот как метод Колба реализован в курсе. Например, исходя из прошлого опыта, пользователь может выбрать текст о себе, который больше подходит для портфолио.

В случае ошибки всплывает подсказка, почему выбор неверный. Если ответ правильный, подсказка объясняет, почему правильно именно так. Точно так же он проходит весь курс. В конце его ждет финальное задание — написать резюме. Оно помогает закрепить знания и одновременно проверить, что он запомнил.
Вводный курс
Теория подана от лица двух персонажей — енота по имени Иннокентий и таксы Арчибальда. Это помогает бороться со стереотипом, что обучение — это скучная зубрежка

Проработали задания, которые не утомят пользователя

Курс построен на заданиях, которые требуют от пользователя действий. Важно было разработать их так, чтобы он не уставал и хотел пройти до конца. Для этого мы составили задания так, чтобы они не повторялись. Разнообразие помогает сохранять концентрацию внимания и поддерживает интерес к происходящему. Если давать пользователю одинаковые задания, есть риск, что он не захочет выполнять их повторно. Значит, не пройдёт курс до конца.

Ещё мы подобрали ситуации и примеры, максимально близкие к реальным. Например, есть задания, в которых пользователь выбирает правильные блоки для резюме. Для них мы нашли настоящие анкеты с сайтов о работе, форму которых взяли за основу. Реалистичный опыт формирует у пользователя ощущение значимости задачи. В свою очередь, это дополнительно мотивирует его продолжать обучение.
Вводный курс
В этом задании пользователь изучает каждый блок резюме отдельно и проверяет, верно ли все составлено. Мы разбили задание на маленькие подзадачи, чтобы его было легче выполнить

Создали дизайн, чтобы сконцентрировать внимание пользователя на важном

Так как для разработки электронного курса было много материалов, которые нужно уложить в слайды, необходимо было соблюсти баланс между подробным изложением и удобством восприятия информации.

Чтобы сделать фокус на главном, но при этом раскрыть детали, мы ввели скрытые элементы — меню и задания к упражнениям. С их помощью пользователь сворачивает то, что уже прочитал. Это делает курс визуально воздушным и приятным.
Вводный курс
Задания к упражнениям можно свернуть, чтобы текст не мешал пользователю выполнять его. При необходимости задание можно снова развернуть
Общение между персонажами и обратная связь подается с помощью механизма «живосайта». В начале упражнения этот чат скрыт под иконкой. Когда необходимо дать ОС, иконка мигает и раскрывается окно чата таксы и енота. Это тоже помогло разгрузить визуально слайд и четко разграничить области основного контента и обратной связи.
Хотите такой же курс?

Добавили персонажей, чтобы повысить эффективность обучения

Василий — студент четвертого курса химфака, который пытается найти работу, но не знает с чего начать. От обилия программ по созданию резюме и сайтов по поиску работы у Васи голова кругом, и даже с собакой погулять некогда. Арчи — добрая, любопытная и энергичная такса, которая все время хочет гулять и играть с хозяином, — решает вернуть жизнь хозяина в нормальное русло и обращается за помощью к опытному товарищу, еноту.

Енот Иннокентий обитает в офисе компании по подбору персонала и знает все о том, как получить приглашение на собеседование. Кешу спасли из приюта и поселили в офисе. Теперь о нем заботятся и кормят печеньками, а он узнает от людей все тайны рекрутмента.

Персонажи привлекают внимание пользователя и помогают лояльнее относиться к обучению. Это происходит за счет диалогов и шуток, которые сопровождают теоретический материал в курсе. Также аудитория курса сможет узнать себя в ситуациях, которые исследуют герои, и в итоге лучше справиться с трудностями во время поиска работы.
Вводный курс
Енот — символ проекта «Лифт в будущее». Это привычный персонаж, которого полюбила и приняла целевая аудитория
Екатерина Андрюшкина
Екатерина Андрюшкина, педагогический дизайнер
Курс без персонажей был бы простым констатированием информации, классической лекцией. Такая лекторская односторонняя подача материала теряет эффективность. С развитием технологий постепенно снижается время концентрации пользователя, поэтому в обучении нужна динамика, история и «живое» общение.

Протестировали курс, чтобы выявить недостатки, которые мешают пройти обучение до конца

Мы протестировали курс, чтобы убедиться, что все работает, как задумано. Тестировщик проверил функциональность: переключение между блоками курса, работу упражнений и тестов, передачу статистики пользователя.

Специалист моделировал разный пользовательский опыт. Например, что будет, если обучающийся не ответит ни на один вопрос или захочет просто прокликать курс от начала до конца? А что произойдет, если он вовсе не разберется и станет нажимать на все кнопки подряд? Это нужно, чтобы обучающийся не отвлекался на мелкие недостатки и достигал целей обучения.

Анна Плахотникова,
тестировщик
В этом курсе интересная особенность: пользователь получает зачет, если просмотрел 75% контента. В ходе теста мы обнаружили ошибку, которая связана с этой особенностью. Когда обучающийся просматривал две трети курса и останавливался, он получал зачет и больше не мог вернуться в то место, где остановился, чтобы продолжить обучение.

Команда разработки исправила эту ошибку, и сейчас курс работает корректно. Пользователю не нужно волноваться, что его результаты пропадут, если он захочет приостановить обучение.

Результат

В результате получился курс, который не просто рассказывает теорию, но помогает запомнить максимум информации. В конце пользователь применяет полученные знания: составляет резюме персонажа из предложенных блоков. После курса его можно взять за образец, чтобы составить свое резюме и отправлять работодателям.

Представители благотворительного фонда встречаются с представителями ВУЗов, знакомят их с курсом и предлагают рекомендовать его студентам.
Светлана Буйлова
Екатерина Лежнева,
руководитель блока онлайн-обучения в благотворительном фонде «Система»
В этом курсе особенно хорошо получились практические упражнения, основанные на ошибках выпускников ВУЗов и реальных резюме. Мы показывали его студентам, и, действительно, они не всегда сразу могли выбрать правильный ответ.

Команда проекта

Марина Березкина — менеджер проекта
Илья Чебоненко — наставник менеджера проекта
Алена Майорова, Екатерина Андрюшкина и Екатерина Решетникова — педагогические дизайнеры
Екатерина Архипова, Алена Бас и Наталья Ведерникова — дизайнеры
Анна Плахотникова — тестировщик

Руководитель проекта со стороны благотворительного фонда «Система»:

Екатерина Лежнева — руководитель блока онлайн-обучения

Другие проекты LEVEL

Бизнес-симуляция «Экономика металлургического предприятия» для студентов
Вводный электронный курс в формате социальной сети
Проморолик о том, зачем проходить электронные курсы

Нужен проект?

Оставьте заявку или позвоните нам +7 (977) 474 30 57
Прикрепить бриф
Прикрепить бриф