26 ЯНВАРЯ 2022

Зачем нужен дизайн в электронном обучении?

Работу над электронным курсом можно разбить на три этапа — методологию, дизайн и сборку. Продумывая методологию, мы создаем матрицу электронного курса — ищем способ подачи информации, решаем, в какой последовательности и какие форматы будем использовать: видеоролики, лонгриды, слайды. На этом же этапе мы готовим контент. Именно методология решает задачу обучить. Это самый значимый этап, без которого курс не может существовать.

Сборка — технический этап, связанный с загрузкой курса, который мы создали, в систему дистанционного обучения заказчика проекта. В крупных компаниях свои системы, они позволяют назначать разные курсы отдельным группам сотрудников и отслеживать их результаты.

Среди всех этапов работы дизайн кажется наименее необходимым. От него можно отказаться, особенно в сегменте B2B, где большинство курсов обязательны для прохождения. Если сотрудник не прошел обучение, он не сможет получить повышение, премию, а в отдельных случаях — и продолжить работу в компании.

Можно ли в электронном обучении обойтись без дизайна? Да, легко. Но делать этого не стоит, и вот почему.

Дизайн все же нужен?

Дизайн помогает выдерживать конкуренцию

Так вышло, что мы живем в эпоху информационного взрыва и наблюдаем постоянное увеличение объема информации и скорости ее появления. Потребление контента выросло до рекордных значений, за внимание пользователя приходится жестко конкурировать. Пройти онлайн-курс или зависнуть в reels? Полистать Telegram-канал или посмотреть кино по подписке? Каждый день люди решают, как распорядиться свободным временем. Электронным образовательным продуктам зачастую приходится конкурировать с продуктами, в дизайн которых вложены миллионы и где дизайнеры проработали каждую мелочь — оттенок цвета, размер кнопки, кегль, шрифты, иконки, нашли крутые образы и метафоры. Лишь бы увлечь и задержать пользователя. Сможет ли ваш образовательный продукт, пусть даже очень полезный и информативный, выдержать эту безумную конкуренцию, если вы не вложились в дизайн?
Все локации интерактивны: на каждом этапе знакомства с компанией есть возможность «беседовать» с Президентом, сотрудниками, клиентами
«В истории нашей компании было 2−3 ситуации, когда клиент полностью отказывался от дизайна и в итоге оставался доволен результатом. Так бывает, когда в проекте есть серьезные ограничения — например, нужно запустить курс очень быстро или с минимальным бюджетом», — делится аккаунт-директор LEVEL Алексей Козлов.
Дизайн продает продукт

В последние годы в среде маркетологов много рассуждений об эстетическом интеллекте и эстетическом преимуществе. Поведение потребителей меняется: они все меньше рассуждают в категориях функциональности и отдают предпочтение впечатлениям, опыту. Теперь ценится не просто полезность продукта, но учитывается и чувственное удовольствие, которое он доставляет: визуальное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое. Эстетическая ценность продукта становится ключевым элементом, обеспечивающим долгосрочный успех бизнесу. Подробнее об этом можно прочитать, например, в «Эстетическом интеллекте» Полин Браун или «Экономике впечатлений» Джеймса Гилмора и Джозефа Пайна II.

В электронном обучении эстетическим преимуществом продукта может стать его дизайн. Эффектная привлекательная картинка способна продавать. Поэтому на стадии обсуждения крупных новых проектов мы часто тратим время на отрисовку концепции. Получая образ готового продукта, клиент гораздо лучше понимает, почему стоит выбрать именно нас. «LEVEL как компанию отличает то, что мы с самого старта решили делать акцент на дизайн, и очень быстро это стало нашим конкурентным преимуществом. В большинстве российских компаний, работающих на рынке B2B электронного обучения, иной подход — дизайнера могут вообще не подключить к работе над созданием курса», — рассказывает Алексей.

Та же самая «продажа с первого взгляда» происходит и с пользователями курсов. Подобно тому, как обычно выбирают фильм по постеру или трейлеру, сотрудники компании выбирают обучающий курс по обложке. Обложка курса — как первое впечатление, которое нельзя произвести во второй раз. Поэтому мы тратим много ресурсов, чтобы сделать ее привлекательной и интригующей.
Дизайн помогает усваивать информацию

Информация, оформленная графически, привлекает больше внимания и легче воспринимается. Наглядные графики, дашборды, инфографика, продуманные образы помогают усвоить даже сложную тему. Большинство людей в мире — визуалы, им проще запоминать визуальную информацию.
Многочисленные исследования подтверждают, что:
• около 90% информации о мире мы получаем благодаря зрению
• картинки в тексте на 80% повышают желание его прочитать
• человек запоминает около 10% того, что услышал, 20% того, что прочитал, и 30% того, что увидел
Руководитель отдела дизайна Екатерина Архипова рассказывает: «Крутому дизайнеру под силу вытянуть скучный курс и увлечь пользователя. Нам часто попадаются сложные темы — например, технические, но с помощью грамотной методологии и правильно подобранного визуального образа мы добиваемся того, чтобы курс смотрелся живо, увлекал пользователя».

В корпоративном обучении от результатов освоения курса могут зависеть финансовые показатели компании. Скажем, если мы обучаем 30 000 консультантов-продавцов работать с возражениями, от того, насколько они будут вовлечены в материал, как много информации усвоят, зависят продажи продукта, а в итоге — прибыль компании и ее рост.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.
Дизайн работает на укрепление HR-бренда

Часть курсов, которые мы разрабатываем, — адаптационные, они помогают новым сотрудникам быстро погрузиться в общий контекст, познакомиться с компанией, увидеть возможности и перспективы развития карьеры. Один из подобных проектов — онбординг для сотрудников PepsiCo. Адаптационный тур представляет собой игру-квест, в которой сотрудник, путешествуя по компании, выполняет интерактивные задания, общается с коллегами из разных подразделений, смотрит информативные ролики и слайды. В съемках проекта приняли участие 86 человек: 14 актеров, 12 сотрудников LEVEL и ITM Group, 60 сотрудников PepsiCo. Мы отсняли 22 локации на Лебедянском и Лианозовском заводах, в Центральном офисе, партнерском супермаркете и логистическом центре. Все локации и огромное количество контента связаны в один захватывающий сюжет.
Качественный онбординг помогает новичкам освоиться, повышает их лояльность компании и в конечном счете экономит ей деньги — если после прохождения испытательного срока сотрудник остается в компании, ей не нужно тратить ресурсы на поиски новых кандидатов.

Подобные курсы хорошо работают на укрепление HR-бренда. Так, наш клиент OBI получил награду «Премии HR-бренд 2015» за реализованный проект — бизнес-симуляцию по управлению магазином «Ритмен». Каждый участник игры мог примерить на себя роль директора виртуального гипермаркета OBI: он должен был управлять продажами, логистикой, персоналом, проводить инвентаризацию, урегулировать претензии покупателей и добиться максимальной прибыли магазина. Наша бизнес-симуляция позволила не только приобрести опыт в различных направлениях бизнеса, но и научиться расставлять приоритеты, самостоятельно принимать решения и просчитывать риски.
Дизайн решает представительские задачи

Мы уже упоминали, что часто в обязательных курсах дизайн менее важен, поскольку сотрудник обязан пройти обучение, и здесь мы не боремся за его внимание. Но представьте, что этот обязательный курс подготовлен для топ-менеджмента компании. Рискнете ли вы отказаться от классного дизайна, чтобы сэкономить бюджет?

Утолить чувство голода можно по-быстрому и в фаст-фуд-забегаловке, но, чтобы получить эстетическое удовольствие, насладиться стейком правильной прожарки, бокалом левобережного Бордо и приятной атмосферой, вы все же пойдете в хороший ресторан. Чтобы обучить людей, достаточно качественно проработанной методологии, но в определенных сегментах целевой аудитории такой подход неприемлем — вас просто не поймут.

Как сделать крутой дизайн?

Надеемся, нам удалось убедительно обосновать значимость дизайна в электронном обучении. Но дальше встает вопрос — как этот классный дизайн сделать, что важно учесть? Разобраться с этим нам помогут дизайнеры LEVEL.
1. Понять, что хочет клиент на самом деле

Работу над продуктом мы начинаем с тщательного вдумчивого брифинга. Очень важно понять, что в действительности нужно клиенту, какую бизнес-задачу он решает. Представьте, что клиент просит вас собрать автомобиль. Если начать задавать ему правильные вопросы, то выяснится, что на самом деле ему нужно добраться из Петербурга в Москву. Тогда мы предлагаем решение — билет на «Сапсан». Это проще, быстрее, дешевле. Так бывает и в разработке курсов — в 1/3 ситуаций в ходе брифинга выясняется, что на самом деле клиенту нужно совсем не то, о чем он нас просит. Наша задача — понять это вовремя, правильно определить цели проекта и предложить грамотное решение.
2. Собрать профессиональную команду

Электронные курсы совмещают в себе несколько направлений дизайна: графический, информационный, анимационный, веб-дизайн. Это обширная область знаний. У нас сильная профессиональная команда дизайнеров, которая постоянно учится и совершенствует свои навыки.

Руководитель отдела дизайна Екатерина Архипова поясняет: «Специалист должен владеть знаниями по верстке, композиции, понимать принципы взаимодействия продукта с пользователем, работать с иллюстрациями, инфографикой как для слайдов, так и для анимационных роликов. Каждый проект выдвигает свои ограничения и сложности. Важно соблюдать единый стиль дизайна на протяжении всего проекта, особенно если он объемный, длительный и над ним работает несколько дизайнеров. Для этого мы создаем шаблоны и гайдлайны, библиотеку UI/UX элементов. Важен синтез текста и изображения, выбор ярких и доходчивых образов, которые будут подходить под тему, под целевую аудиторию».
3. Придумать крутую концепцию

Работа над концепцией — важная и сложная часть. Когда дизайнер придумывает образ курса, он как писатель, который сидит перед чистым листом бумаги. Дизайнер Екатерина Тимофеева делится: «Самое сложное — поиск формы и идеи. Когда есть рамки и ограничения, у дизайнера есть ориентир. Если их нет, то ты как капитан на корабле в океане, но без навигатора — плыви куда хочешь».

Именно поэтому на старте проекта мы работаем с мудбордами, пытаемся нащупать, что нравится заказчику, что хорошо ложится в корпоративную культуру компании.
4. Отстоять свое видение

Понять, что хочет клиент, придумать крутую концепцию и профессионально, качественно ее реализовать — половина дела. Не менее важно — отстоять свои решения. Бывает, что представления заказчика о прекрасном не совпадают с нашими: «Все отлично, но нужно переделать». Как быть?

Дизайнер Наталья Ведерникова комментирует: «Представление о прекрасном — дело индивидуальное. В первую очередь дизайнер отталкивается от того, чтобы было удобно пользователю. Если клиенту нравятся, скажем, сомнительные сочетания цветов, мы стремимся аргументировать свой выбор, пробуем найти компромисс и предложить схожие, но более симпатичные и приятные сочетания». «В таких случаях в ход идут аргументы, почему данные цвета лучше сочетаются, почему со шрифтом лучше не играть и почему „воздух“ в макете — это хорошо, а не пустота», — делится дизайнер Екатерина Тимофеева.

Резюмируя, ответим на вопрос, нужен ли дизайн в электронном обучении, так: мы склонны считать, что в XXI веке продукт без дизайна имеет мало шансов на выживание и практически не имеет шансов на успех. Но выбор всегда за клиентом.
Поделиться

Интересное по теме