18 НОЯБРЯ 2021

Цель обучения: как сделать курс не «для галочки»

Валентина Савельева
Старший педагогический дизайнер


Недавно я проводила собеседования на должность педагогического дизайнера. Чтобы понять, как мыслят кандидаты, я просила их решить кейс: в компании есть курс на определенную тему, но он «не работает».

Соискатели предлагали разные варианты: добавить сторителлинг или элементы геймификации, изменить формат, разбить курс на модули. Но мало кто спрашивал: «А какая цель? Что в вашем понимании „работающий“ курс?»

Тогда меня удивило, что большинство людей готовы предлагать решения, не выяснив в чем заключается проблема. Позже я поняла, что это распространенная ситуация: часто курсы пишутся «про что-то», а не «для чего-то», и не решают задачу заказчика. Чтобы такого не произошло, на старте разработки первым делом нужно выяснить цель обучения.

Что такое цель

Цель — результат, который мы хотим получить с помощью курса. Цель должна быть:

  • Значимой для заказчика
Цель «обучить сотрудников технике безопасности» может быть значимой, если персонал не соблюдает правила потому, что не знает их. Однако если проблема в непонимании важности предписаний, подобный курс не исправит ситуацию.

  • Конкретной
«Рассказать сотрудникам о продуктах и услугах банка» — не конкретная цель. Она не поясняет, насколько глубоко сотрудники должны знать материал, что будут делать с этими знаниями после курса.

  • Реализуемой в формате онлайн-курса
Невозможно научить сотрудников чинить трактор с помощью онлайн-курса. Но можно наглядно показать, как устроен двигатель и ускорить процесс офлайн-обучения.

  • Измеримой
«Мотивация персонала» или «применение знаний на практике» не могут не быть корректными целями. Узнайте у заказчика, есть ли объективные показатели, по которым можно будет оценить эффективность учебного материала, например увеличение объемов продаж или сокращение текучки кадров.

Как определить цель

Обычно цель озвучивает заказчик. Но это не значит, что педагогическому дизайнеру можно просто принять ее и сразу брать в работу. Чтобы курс действительно принес пользу для бизнеса, нужно глубоко изучить потребности заказчика и вместе сформулировать корректную цель обучения.

Постановка цели происходит на этапе брифинга. Если диалог с заказчиком зашел в тупик, используйте эти приемы:

  • если заказчику сложно ответить на прямой вопрос, помогите ему сформулировать мысль. Например, вместо «что сотрудники должны знать и уметь после курса?» попросите описать эксперта в теме, сотрудника, который все делает как нужно;
  • чтобы получить больше информации, дайте заказчику возможность «выговориться», рассказать о его работе в целом. В моей практике был случай, когда в ходе такого разговора изменилось содержание всего курса;
  • после каждого блока вопросов делайте резюме в формате «правильно ли мы вас поняли». Такой структурированный пересказ поможет избежать неверных трактовок, а заказчикам — сформулировать мысли и вспомнить важные подробности.

Также обсудите с заказчиком, по каким критериям будет оцениваться эффективность курса. Это поможет сформулировать измеримую цель.

Как сформулировать цель

Предположим, встреча прошла успешно и вы собрали всю необходимую информацию. Теперь нужно правильно сформулировать цель. Для этого выполните три шага:
Шаг 1
Определите проблему заказчика.
Шаг 2
Сформулируйте бизнес-цель, которая будет отражать эту проблему.
Шаг 3
Опишите учебную цель, которая покажет, как эту проблему решать.
Новые знания прямо на почту
Подпишитесь на e-mail рассылку, чтобы одним из первых получать анонсы статей наших экспертов. Также в письмах рассказываем, как работают электронные курсы или бизнес-симуляции для конкретных задач. Присылаем письма 2 раза в месяц.
Ваш e-mail адрес — это персональные данные, которые мы обрабатываем. Когда вы подписываетесь на рассылку, то соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Например, заказчик представляет известный бренд часов и хочет сделать курс про продажам для персонала фирменных магазинов. На встрече выяснилось, что сотрудники — продажники с большим опытом, но они плохо разбираются в люксовых часах.

Исходя из этой информации, можно сформулировать следующую цель:
4 разновидности экспертов
Теперь нужно проверить, достаточно ли она полная и конкретная, отражает ли проблему заказчика, и главное — можно ли ее достичь и измерить.

Как проверить корректность цели

Проверить цель можно с помощью модели Киркпатрика, в которой описаны четыре уровня обучения. Оцените каждый из них, учитывая, что доступ к некоторым уровням есть только у заказчика.
4 разновидности экспертов
Рассмотрим процесс проверки цели на примере курса для бренда часов.
4 разновидности экспертов
Анализ по модели Киркпатрика показал, что цель сформулирована качественно: она достижима и значима для заказчика, понятно, как курс поможет к ней прийти. Далее формулировку цели стоит отправить на согласование заказчику, даже если все было проговорено на встрече. Это поможет, если на этапе разработки возникнут вопросы по контенту, согласованная и письменно зафиксированная цель поможет принять решение и аргументировать свою позицию.

Выводы

  • Правильная цель — первый шаг на пути к хорошему курсу
  • Хорошая цель значима для заказчика, конкретна, реализуема в формате онлайн-курса и измерима
  • Чтобы сформулировать цель, нужно выполнить три шага: определить проблему заказчика — сформулировать бизнес-цель, которая будет отражать эту проблему — описать учебную цель, которая покажет, как эту проблему решать
  • Когда цель написана, необходимо оценить ее по четырем уровням: реакция, знания, деятельность и результат
Автор: Валентина савельева
Поделиться

LEVEL — компания-разработчик продуктов электронного обучения для крупных компаний. Наша цель — сделать обучение полезным и комфортным. Используйте возможности цифровых технологий, чтобы сократить затраты, повысить скорость и качество обучения.

Интересное по теме