18 НОЯБРЯ 2021

Цель обучения: как сделать курс не «для галочки»

Валентина Савельева
Старший педагогический дизайнер


Недавно я проводила собеседования на должность педагогического дизайнера. Чтобы понять, как мыслят кандидаты, я просила их решить кейс: в компании есть курс на определенную тему, но он «не работает».

Соискатели предлагали разные варианты: добавить сторителлинг или элементы геймификации, изменить формат, разбить курс на модули. Но мало кто спрашивал: «А какая цель? Что в вашем понимании „работающий“ курс?»

Тогда меня удивило, что большинство людей готовы предлагать решения, не выяснив в чем заключается проблема. Позже я поняла, что это распространенная ситуация: часто курсы пишутся «про что-то», а не «для чего-то», и не решают задачу заказчика. Чтобы такого не произошло, на старте разработки первым делом нужно выяснить цель обучения.

Что такое цель

Цель — результат, который мы хотим получить с помощью курса. Цель должна быть:

  • Значимой для заказчика
Цель «обучить сотрудников технике безопасности» может быть значимой, если персонал не соблюдает правила потому, что не знает их. Однако если проблема в непонимании важности предписаний, подобный курс не исправит ситуацию.

  • Конкретной
«Рассказать сотрудникам о продуктах и услугах банка» — не конкретная цель. Она не поясняет, насколько глубоко сотрудники должны знать материал, что будут делать с этими знаниями после курса.

  • Реализуемой в формате онлайн-курса
Невозможно научить сотрудников чинить трактор с помощью онлайн-курса. Но можно наглядно показать, как устроен двигатель и ускорить процесс офлайн-обучения.

  • Измеримой
«Мотивация персонала» или «применение знаний на практике» не могут не быть корректными целями. Узнайте у заказчика, есть ли объективные показатели, по которым можно будет оценить эффективность учебного материала, например увеличение объемов продаж или сокращение текучки кадров.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Как определить цель

Обычно цель озвучивает заказчик. Но это не значит, что педагогическому дизайнеру можно просто принять ее и сразу брать в работу. Чтобы курс действительно принес пользу для бизнеса, нужно глубоко изучить потребности заказчика и вместе сформулировать корректную цель обучения.

Постановка цели происходит на этапе брифинга. Если диалог с заказчиком зашел в тупик, используйте эти приемы:

  • если заказчику сложно ответить на прямой вопрос, помогите ему сформулировать мысль. Например, вместо «что сотрудники должны знать и уметь после курса?» попросите описать эксперта в теме, сотрудника, который все делает как нужно;
  • чтобы получить больше информации, дайте заказчику возможность «выговориться», рассказать о его работе в целом. В моей практике был случай, когда в ходе такого разговора изменилось содержание всего курса;
  • после каждого блока вопросов делайте резюме в формате «правильно ли мы вас поняли». Такой структурированный пересказ поможет избежать неверных трактовок, а заказчикам — сформулировать мысли и вспомнить важные подробности.

Также обсудите с заказчиком, по каким критериям будет оцениваться эффективность курса. Это поможет сформулировать измеримую цель.

Как сформулировать цель

Предположим, встреча прошла успешно и вы собрали всю необходимую информацию. Теперь нужно правильно сформулировать цель. Для этого выполните три шага:
Шаг 1
Определите проблему заказчика.
Шаг 2
Сформулируйте бизнес-цель, которая будет отражать эту проблему.
Шаг 3
Опишите учебную цель, которая покажет, как эту проблему решать.
Например, заказчик представляет известный бренд часов и хочет сделать курс про продажам для персонала фирменных магазинов. На встрече выяснилось, что сотрудники — продажники с большим опытом, но они плохо разбираются в люксовых часах.

Исходя из этой информации, можно сформулировать следующую цель:
4 разновидности экспертов
Теперь нужно проверить, достаточно ли она полная и конкретная, отражает ли проблему заказчика, и главное — можно ли ее достичь и измерить.

Как проверить корректность цели

Проверить цель можно с помощью модели Киркпатрика, в которой описаны четыре уровня обучения. Оцените каждый из них, учитывая, что доступ к некоторым уровням есть только у заказчика.
4 разновидности экспертов
Рассмотрим процесс проверки цели на примере курса для бренда часов.
4 разновидности экспертов
Анализ по модели Киркпатрика показал, что цель сформулирована качественно: она достижима и значима для заказчика, понятно, как курс поможет к ней прийти. Далее формулировку цели стоит отправить на согласование заказчику, даже если все было проговорено на встрече. Это поможет, если на этапе разработки возникнут вопросы по контенту, согласованная и письменно зафиксированная цель поможет принять решение и аргументировать свою позицию.

Выводы

  • Правильная цель — первый шаг на пути к хорошему курсу
  • Хорошая цель значима для заказчика, конкретна, реализуема в формате онлайн-курса и измерима
  • Чтобы сформулировать цель, нужно выполнить три шага: определить проблему заказчика — сформулировать бизнес-цель, которая будет отражать эту проблему — описать учебную цель, которая покажет, как эту проблему решать
  • Когда цель написана, необходимо оценить ее по четырем уровням: реакция, знания, деятельность и результат
Автор: Валентина савельева
Поделиться
Узнавайте первыми
Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.
Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Интересное по теме