15 ФЕВРАЛЯ 2022

7 типов задач, которые можно решить с помощью бизнес-симуляций

Разбираемся вместе с аккаунт-директором LEVEL Алексеем Козловым, в каких случаях стоит использовать компьютерную бизнес-симуляцию для обучения сотрудников, а когда от неё лучше отказаться




Что отличает бизнес-симуляцию от других форматов?

В статье речь пойдёт о компьютерных бизнес-симуляциях, важно не путать их с очными форматами обучения — бизнес-игрой (деловой игрой) и бизнес-симуляцией. Эти форматы похожи на тренинги — участники собираются вместе в одном помещении и под руководством тренера играют в условную «Монополию». Тренер модерирует игру и даёт обратную связь. В компьютерной бизнес-симуляции процесс обучения организован иначе: участник проходит симуляцию без команды и без тренера в удобное для него время с компьютера или мобильного устройства. При этом у него есть возможность пройти симуляцию несколько раз, чтобы проанализировать, как меняется результат в зависимости от принимаемых им решений.


Для начала разберёмся, чем бизнес-симуляция отличается от прочих форматов электронного обучения. Принципиальное отличие симуляции от курса заключается в том, что курс — это линейная история, последовательность слайдов, видеоуроков, которые один за другим проходит пользователь. В курсе могут использоваться диалоговые тренажёры, виртуальные помощники или игровые элементы, но их наличие не делает продукт бизнес-симуляцией.


В бизнес-симуляциях пользователь получает возможность увидеть целостную картину бизнеса, рассмотреть, как принятые им решения влияют на работу других людей, на бизнес-показатели. Здесь более сложные зависимости, и поэтому в разработке симуляции используют математическое моделирование, а не линейную последовательность. Входными данными для математической модели симуляции становятся решения, которые принимает пользователь. Исходные данные — результат обработки этих решений специальными алгоритмами, имитирующими реальные экономические процессы. Например, входными данными может быть сумма денег, потраченная на закупку нового оборудования для завода, а исходными — процент роста прибыли, которую удалось получить благодаря тому, что на новом оборудовании стали выпускать больше продукции.


«Бизнес-симуляция — дорогостоящий эксклюзивный продукт, его очень сложно масштабировать для других компаний, она отражает бизнес-процесс конкретного предприятия — банка, металлургического завода или логистической компании», — поясняет Алексей Козлов. В то же время у компании LEVEL есть опыт создания коробочного решения для продуктового ритейла — мобильного приложение Retail.Game для обучения сотрудников сетевых розничных магазинов. Это бизнес-симулятор, который помогает развить ключевые навыки управления магазином, организации и контроля основных процессов. Приложение может быть настроено под задачи конкретного клиента — например, можно внедрить кастомизированные кейсы и диалоги, учитывающие специфику деятельности компании.
Мобильное приложение для обучения работников в реалистичной игровой среде

В каких случаях бизнес-симуляции эффективны?

Будет ли бизнес-симуляция эффективной для обучения сотрудников, зависит от многих факторов, но мы постарались выделить основные типы задач, которые можно решить с помощью симуляции.

1. Если в компании большой пул сотрудников, которые получили теоретическую информацию — например, на очном тренинге, и им надо попробовать применить знания на практике. Бизнес-симуляция позволяет создать среду, в которой можно оттачивать навыки практически по любым компетенциям.

2. При внедрении в компании новых позиций или значительном расширении штата, когда возникает необходимость быстро и качественно обучить новичков. Так, один из крупных российских банков внедрял в компании новую позицию, и мы готовили бизнес-симуляцию, чтобы помочь сотрудникам быстро и качественно освоить алгоритм работы. Компания «Юлмарт» использовала бизнес-симуляцию для обучения новых кладовщиков и менеджеров участков, когда открывала новые складские комплексы.

3. Если нужно обучить сотрудников, отвечающих за принятие стратегических решений — например, менеджмент высшего звена. Симуляция позволяет, проигрывая ситуацию снова и снова, проверить разные стратегии и подходы, научиться быстро вырабатывать лучшие решения даже в самых сложных ситуациях, потому что даёт возможность видеть последствия принятых решений.

Именно эту задачу мы решали для компании OBI в бизнес-симуляции «Ритмен» для обучения руководителей гипермаркетов. Сотрудник должен был управлять продажами, логистикой, персоналом, проводить инвентаризацию, урегулировать претензии покупателей и добиться максимальной прибыли магазина.

4. Когда есть среда, в которой практиковаться опасно — например, если речь идёт о службах экстренного реагирования.

5. Для оценки, обучения и развития кадрового резерва компании. Руководство получает возможность оценить компетенции сотрудников в ситуациях, максимально приближенным к реальности, сделать выводы, у кого и какие компетенции нужно развивать дополнительно. Сотрудники, в свою очередь, получают возможность видеть взаимосвязи между функциями, людьми и процессами в бизнесе, развивают системное мышление.

6.
Для отбора и оценки стажёров. Так, в 2019 году компания Procter&Gamble использовала бизнес-симуляцию, чтобы выбрать из стажёров наиболее сильных кандидатов, продемонстрировавших хорошие навыки стратегического и тактического мышления.

7.
Для обучения студентов ВУЗов. LEVEL разрабатывал бизнес-симуляцию для студентов, изучающих экономику металлургического предприятия. В симуляции перед пользователем стоит задача — повысить капитализацию и чистую прибыль компании. Чтобы её решить, студент должен уметь закупать сырьё, строить новые цеха, разрабатывать новые виды продукции, участвовать в тендерах, управлять поставками и работать с финансами.
Есть ситуации, в которых использование бизнес-симуляций, вероятнее всего, будет неоправданным. Например, это касается компаний, в которых быстро меняются процессы. В такой ситуации симуляция быстро устареет или её придётся регулярно обновлять.
Курс на корпоративное обучение

Deloitte, входящая в «большую четвёрку» аудиторских компаний, опубликовала результаты масштабного исследования «Международные тенденции в сфере управления персоналом — 2020», в котором приняли участие 9 000 лидеров бизнес- и HR-направлений из 119 стран мира, в том числе более 90 представителей российских компаний.

В исследовании подчёркивается возросшая для компаний значимость корпоративного обучения. Перемены, связанные со стремительным развитием технологий, вызывают у людей чувство незащищённости и обеспокоенности. Перед HR-ами стоит задача — превратить процесс обучения из инструмента давления в инструмент развития потенциала и повышения собственной ценности каждого сотрудника.


  • 53% респондентов заявили, что в течение 3 лет от 50% до 100% сотрудников их компании должны будут приобрести новые навыки и компетенции.
  • Более 70% респондентов в России планируют развивать и обучать текущих сотрудников.
  • 17% респондентов полагают, что их компании вкладывают недостаточные средства в корпоративное обучение.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Тенденции

Основную долю рынка электронного обучения B2B занимают курсы. Но иногда у компании возникают сложные обучающие задачи, которые таким контентом не решить, и тогда можно использовать разновидности электронных симуляций:
  • Симуляция в виде компьютерной игры. Моделируются рабочие процессы конкретной компании, игра позволяет максимально вовлечь пользователя.
  • Симуляция в виртуальной комнате. Действие происходит в приложении для проведения онлайн-мероприятий, в нём есть функции чата и интерактивного поля для взаимодействия участников. Координирует весь процесс ведущий.
  • Симуляция по видеоконференции: самый простой вид симуляций. Их проводят на платформах для видеоконференций типа Zoom, используют при этом проработанные раздаточные материалы
Подробно о видах бизнес-симуляций читайте в нашей статье.
В последние годы растёт интерес к симуляциям по видеоконференциям. Из-за пандемии компании из реальных классов перемещаются в виртуальные. Чтобы видеоконференция проходила интерактивно, мы разрабатываем отдельное игровое поле, готовим приятно оформленные гугл-доки, в которые участники вносят данные. Это быстрее и дешевле, чем разработать полноценную бизнес-симуляцию, и в то же время позволяет добиться высокой вовлечённости участников процесса.

«У бизнес-симуляций, как образовательного продукта, большой потенциал, который, на наш взгляд, не раскрыт полностью. Отчасти это связано с высокой стоимостью разработки. Наш опыт в этой сфере показывает: несмотря на затраты, качественно сделанная бизнес-симуляция может стать отличной инвестицией», — рассказывает Алексей. Вкладываясь в создание бизнес-симуляций, компания экономит на возможных ошибках сотрудников многомиллионные бюджеты и в то же время снижает свои репутационные риски.
Что такое сеттинг, и почему он важен?

Любое художественное произведение погружает того, кто взаимодействует с ним, в свой мир. Чем тщательнее проработан этот выдуманный мир, тем интереснее и приятнее людям в нём находиться. «Властелин колец» стал культовой книгой именно потому, что Толкину удалось создать выдуманный мир настолько глубоко, что он кажется реальным. То же самое и с бизнес-симуляциями: мир, который мы придумываем, должен быть интересен пользователю.

Сеттинг — это среда, в которой происходят действия: место, время, свойства реальности. Сеттинг может быть вымышленным — например, «Средиземье» Толкина или «Дюна» Герберта, а может быть и реальным — например, Англия Викторианской эпохи.
«В бизнес-симуляциях мы уделяем особое внимание детальному описанию среды, продумываем всё до мелочей. Качественный сеттинг усиливает вовлечённость пользователя в игру, а именно высокая степень вовлечённости — одно из главных преимуществ бизнес-симуляций. На российском рынке мало компаний, у которых есть опыт и в электронном обучении, и в геймдеве. У LEVEL он есть, и именно благодаря этому нам удаётся создавать бизнес-симуляции с хорошо проработанным сеттингом. И пользователи наших продуктов это чувствуют», — уверен Алексей.
Поделиться

Интересное по теме