Будет ли бизнес-симуляция эффективной для обучения сотрудников, зависит от многих факторов, но мы постарались выделить основные типы задач, которые можно решить с помощью симуляции.1. Если в компании большой пул сотрудников, которые получили теоретическую информацию — например, на очном тренинге, и им надо попробовать применить знания на практике. Бизнес-симуляция позволяет создать среду, в которой можно оттачивать навыки практически по любым компетенциям.
2. При внедрении в компании новых позиций или значительном расширении штата, когда возникает необходимость быстро и качественно обучить новичков. Так, один из крупных российских банков внедрял в компании новую позицию, и мы готовили бизнес-симуляцию, чтобы помочь сотрудникам быстро и качественно освоить алгоритм работы. Компания «
Юлмарт» использовала бизнес-симуляцию для обучения новых кладовщиков и менеджеров участков, когда открывала новые складские комплексы.
3. Если нужно обучить сотрудников, отвечающих за принятие стратегических решений — например, менеджмент высшего звена. Симуляция позволяет, проигрывая ситуацию снова и снова, проверить разные стратегии и подходы, научиться быстро вырабатывать лучшие решения даже в самых сложных ситуациях, потому что даёт возможность видеть последствия принятых решений.
Именно эту задачу мы решали для компании OBI в
бизнес-симуляции «Ритмен» для обучения руководителей гипермаркетов. Сотрудник должен был управлять продажами, логистикой, персоналом, проводить инвентаризацию, урегулировать претензии покупателей и добиться максимальной прибыли магазина.
4. Когда есть среда, в которой практиковаться опасно — например, если речь идёт о службах экстренного реагирования.
5. Для оценки, обучения и развития кадрового резерва компании. Руководство получает возможность оценить компетенции сотрудников в ситуациях, максимально приближенным к реальности, сделать выводы, у кого и какие компетенции нужно развивать дополнительно. Сотрудники, в свою очередь, получают возможность видеть взаимосвязи между функциями, людьми и процессами в бизнесе, развивают системное мышление.
6. Для отбора и оценки стажёров. Так, в 2019 году компания
Procter&Gamble использовала бизнес-симуляцию, чтобы выбрать из стажёров наиболее сильных кандидатов, продемонстрировавших хорошие навыки стратегического и тактического мышления.
7. Для обучения студентов ВУЗов. LEVEL разрабатывал бизнес-симуляцию для студентов, изучающих экономику металлургического предприятия. В симуляции перед пользователем стоит задача — повысить капитализацию и чистую прибыль компании. Чтобы её решить, студент должен уметь закупать сырьё, строить новые цеха, разрабатывать новые виды продукции, участвовать в тендерах, управлять поставками и работать с финансами.